Строительство флота
Броненосец "Фусо"
На главную страницу

Немного о бюджетах

В 1880 г. бюджет морского министерства Японии лишь незначительно превышал 3 млн. иен (иена примерно равнялась серебряному рублю), а в 1893 г. он впервые превысил 10 млн. Морской бюджет 1894 г. был одинаков с годом 1893. В 1893 г. была выработана программа судостроения на пять лет, согласно которой в этот промежуток времени должны построить два броненосца первого класса водоизмещением 12250 т, заложенные в 1894 г. (будущие "Фудзи" и "Яшима"). К концу 1895 г. ожидалось, что стоимость двенадцати боевых кораблей 1 класса общим водоизмещением 141000 т составит 98 млн. иен.

Планы финансирования кораблестроения в Японии с 1896 по 1902 гг.
На постройку1896189718981899190019011902ИТОГО, иен
Кораблей61913201357117468979361267619529--26796720
Миноносцев549337857369342393725104028---13728065
Вспомогательных кораблей293580397810677256425994375498206358-2376496

Общее финансовое положение Японии к началу нового века было таково: доходы - 188930635, расходы - 218807147, дефицит -29876512 иен. Для покрытия дефицита пришлось существенно увеличить налоги - министерству маршала Ямагато с большим трудом удалось провести закон об увеличении земельного налога с 2,5 до 3,3% и акциза на саке. Также был увеличен телеграфный тариф. Как нельзя кстати пришлась контрибуция, полученная от Китая: 364482305 иен, из которых к 1898 г. остались неизрасходованными лишь 74727944 иены. Ассигнования на флот в 1898 - 99 финансовом году состояли из обыкновенных (9813046), экстраординарных (56500843) и дополнительных (1799987) кредитов, -- всего 68113877 иен. В 1899-1900 гг. расходы на нужды флота состояли из обыкновенных: 15124300 иен, в т. ч. расходы на министерство, включая жалование, (197934), на содержание личного состава и материальной части (4325308), на закупку оружия и боеприпасов, включая торпеды, (2496724), на модернизацию кораблей (1507707) и их ремонт (96993), на маневры (40000), и экстраординарных: 35639769 иен, большая часть которых пришлась на увеличение морских сил, а именно: постройку портовых сооружений (3562839) и орудийного завода в Куре (400000), дополнительную постройку кораблей (19573672) и их вооружение (10725555).

Всего расходы на флот составили 50764069 иен. Морской бюджет на 1900-1901 гг. составил 40946195 иен, в том числе по статье экстренных расходов: на увеличение флота - 21068931, постройку пушечного завода - 682510, капитальный ремонт кораблей - 768705, перестройку сухого дока - - 126715, маневры 1900 г. -123562 иен, а по статье обыкновенных: на постройку и ремонт судов - 1769568 иен, не считая затрат на покупку артиллерийского и минного оружия и вооружения. К этому времени в состав флота уже входили 6 броненосцев 1 класса и 2 второго, а общий тоннаж флота составил 210220 т.

Достигнутым японцы ограничиваться не собирались и планировали в последующие десять лет прирастить флот еще 90 кораблями, в основном миноносцами. Морской бюджет на 1901-1902 гг. (с 1 апреля 1901 по 31 марта 1902) составил 38050100 иен, а именно: обыкновенных расходов - 19560120, чрезвычайных - 17464860, на устройство морской сталелитейной и бронепрокатной мастерской в Куре - 1045120 (по смете требовалось 6124440, и планировалась рассрочка на 5 лет). На строительство новых кораблей, в основном крейсеров, выделялось 9112140 иен, а для закупки бортового оружия - 4110860. В том же финансовом году планировалось и окончание постройки эскадренного броненосца "Микаса", что и было успешно выполнено.

Морской бюджет Японии в 1896 - 1906 гг.
Статьи расходовГоды ассигнованияПервая программаВторая программаСумма расходов
Покупка орудий1896-190277763314000002177633
ПостройкаКораблей1896-1906277967207019000097986720
Миноносцев1896-190313728065710000020828065
ВооружениеКораблей1896-1906170169812700000044016981
Миноносцев1896-1903600129730000009001297
ВсегоИен1896-190695038429117180000212218429
Кредитных рублей-109725000136497900246222900

Эти планы многократно подвергались изменениям, в основном в сторону увеличения сумм и сокращения сроков постройки кораблей, но главная их задача оставалась прежней: создать к началу столетия современный броненосный флот. Поэтому приведённые цифры имеют значение в виде исторической справки. Один из кредитов на усиление японского флота в размере 15 млн. иен, открытый в конце 1903 г., предполагалось израсходовать в течение ближайших лет по приведённому ниже плану: в 1904-05 гг. - 1337000 иен, с 1906 г. по 1914 г. ежегодно по 1500000 иен, а всего за 9 лет - 13500000 иен, в 1914-15 отчётном году - 163000 иен. Итого: 15 млн. иен. Из этой суммы предназначалось на новое судостроение - 8133000 иен, а на новое вооружение - 3783000. Прежде всего имелось в виду начать постройку одного эскадренного броненосца в Англии и одного крейсера в Куре.

Как видно, экстраординарные (чрезвычайные, дополнительные) расходы Японии на усиление флота после войны с Китаем повторялись из года в год и значительно превышали первоначально запланированные (или обыкновенные). Первое место в гонке морских вооружений занимала Великобритания, за ней следовали США, Франция, Россия, Германия, Италия, Япония и Австро-Венгрия.

Морские бюджеты за период с 1896 по 1904 финансовые годы.
Страна\Финансовый Год*1896\18971897\18981898\18991899\19001900\19011901\19021902\19031903\1904
Англия212\99215\92225\99260\109270\136292\139295\136325\155
Россия59\2962\2268\2882\3288\3798\39102\36108\42
Япония38\2878\6069\4851\3541\2038\1529\0930\07
*В числителе показана величина общего морского бюджета в миллионах рублей, а в знаменателе его часть, приходящаяся на судостроение.

Любопытно, что единственный незначительный спад финансирования судостроения Великобритании в 1897\98 финансовом году на фоне неуклонного роста итак огромного общего морского бюджета совпадает с максимальным значением того же параметра у Японии. Очевидно, верфи были заняты японскими заказами - островная морская держава востока готовилась к войне с Россией. И именно в это время доля расходов на кораблестроение у России уменьшается почти на четверть! Последующие попытки исправить положение успеха не имели: почти двукратное к 1904 г. увеличение затрат на постройку кораблей на фоне их резкого уменьшения у будущего противника говорило о том, что руководство страны во главе с Николаем II уже создало условия для поражения в грядущей войне, не сумев вовремя усилить флот и потратив позднее гораздо большие средства впустую.

Но и Япония не оптимально использовала средства: уже в ходе войны с Россией заложив пять броненосцев и броненосных крейсеров, из которых даже два первых "Катори" и "Кашима", строившиеся в Англии, принять участие в боевых действиях явно не успевали. Видимо, в руководстве страны не было единого мнения о сроках начала войны с Россией. Но победили сторонники быстрейшего начала военных действий, видевшие, как будущий противник после непростительной заминки пытается усилить свой флот новыми броненосцами, и справедливо считавшие, что промедление грозит поражением. Закладку трёх других уже на собственных верфях ("Цукуба", "Икома", "Курама") оправдать можно лишь надеждами на большую контрибуцию, которую не получили.

В 1909 г. расходы на флот ведущих морских стран составили: Англия - 351427, США - 287787, Германия - 195381, Франция - 133558, Россия - 100280, Италия - 77562, Япония - 72028 тыс. руб. По смете 1910 г. на расходы по строительству и содержанию японского флота парламент разрешил затратить 76080 тыс. руб. Среднегодовой государственный расход за 1897, 98, 99 гг. составил 233540000 иен, а средние морские расходы за это время - 56860000 иен. Средний государственный годовой расход за 1907, 08, 09 гг. - 585890000 иен, а средние затраты на флот - 71960000 иен. Таким образом, бюджет вырос на 151%, а морские расходы - на 26%.

Следует учесть, что в эти расходы входили затраты на расширение флота, постройку новых кораблей взамен погибших в войне и на подъём, ремонт и приведение в боевую готовность русских кораблей, затопленных в Порт-Артуре. На фоне начавшейся гонки морских держав в области кораблестроения перед первой мировой войной усилия Японии выглядели достаточно скромно, тем не менее появление в составе её флота линкоров типа "Садзума" всполошило все страны не менее, чем появление английских дредноутов.


Строительство флота
Броненосец "Фусо"
На главную страницу
Hosted by uCoz