Большие маневры в 1900 году
В маневрах 1908 года
На главную страницу

В войне с Россией

К началу войны с Россией японский флот разделили на три эскадры, две первых состояли из двух отрядов, а третья из трёх. Главнокомандующим был адмирал X. Того, начальником штаба - контр-адмирал X. Шимамура, а первым отрядом, куда входили "Микаса", "Асахи", "Шикишима", "Хатсусе", "Фудзи" и "Яшима", командовал контр-адмирал Т. Нашиба. После гибели "Хатсусе" и "Яшима" их места в составе отряда до окончания войны заняли броненосные крейсера "Ниссин" и "Касуга" с младшим флагманом вице-адмиралом С. Мису.

К войне японцы готовились тщательно. Стареющему кораблю не прибавить скорости и на нём не усилить броню, зато на сравнительно новых броненосцах можно было без особенных усилий заменить артиллерию малого калибра, что и делалось неоднократно. На более старых меняли и среднюю, и даже главную (на "Фусо"). Конструкцию башен главного калибра на броненосце радикально нельзя было изменить, а японцам в этом вопросе выбирать не приходилось. Но им повезло: английский вариант башен с рациональными углами наклона плоских бронеплит оказался удачнее русского.

План капитальной модернизации японских броненосцев к 1904 г.
Название корабляВодоизмещение, тИзменяемое вооружениеДругие изменения
по чертежуприростпервоначальноепланируемое
"Фудзи"12500+20 - 47 мм14-76 мм-
"Яшима"12500+---
"Чин Иен"7350+502 - 152 мм устар.4 - 152/40 ммДемонтирована кормовая 152мм башня
"Фусо"3717-4 - 240, 2 - 170 мм8 - 152/40 ммРангоут уменьшен

Война с Россией далась японскому флоту недёшево даже по его собственным данным, которые по ряду причин (из-за крайней "любви" японцев к секретности) могли оказаться заниженными и неполными. Ниже даны материалы доктора С. Сугуки, представленные в его докладе на съезде ассоциации военных врачей. Японские броненосцы вынесли основную тяжесть эскадренных сражений с русским флотом у Порт-Артура и в Цусимском сражении, понеся при этом следующие потери.

Людские потери японского флота в войне с Россией 1904-1905 гг.
Место и время операцийУбитоРанено
Атака Порт Артура 10 февраля 1904 г.369
Бой в Жёлтом море 10 августа 1904 г.65161
Бой в бухте Ульсан 14 августа 1904 г.3696
Морская арт. бригада в Порт-Артуре, 26 июня - 31 декабря 1904 г.30313
Цусимское сражение 27-28 мая 1905 г.88611
Другие небольшие сражения и столкновения 1904-1905 гг.1669541
Итого:18911791
Всего:3682

"Микаса", флагманский корабль командующего Соединённым Флотом адмирала X. Того, под командованием капитана 1 ранга X. Идзичи, получил 2 попадания крупнокалиберными снарядами при обстреле Порт-Артура 9 февраля 1904 г., 22 попадания также крупнокалиберными снарядами, принёсшие тяжкие повреждения в сражении в Жёлтом море 10 августа 1904 г., потеряв убитыми 32 и ранеными свыше 80 человек (по другим данным, 24 убитых, 114 раненых) и выведенную из строя большую часть артиллерии. После боя он ремонтировался в Сасебо, заменив часть броневых плит и орудий. В Цусимском бою 27 мая 1905 г. получил попадания калибром: 305 мм - 10, 152 мм - 22 (число попаданий снарядов крупного калибра колеблется от 32 до 48 по разным источникам), 76 мм и меньше - 8, потеряв убитыми 8 и ранеными 105 человек.

Сочетание очень чувствительного взрывателя японских крупнокалиберных снарядов с легко детонировавшим зарядом из пикриновой кислоты привело к тому, что артиллерийские орудия броненосцев значительно пострадали от собственных снарядов, неоднократно взрывавшихся в собственных стволах. На "Микаса" только в Цусимском бою такое событие имело место не менее двух раз. Оба раза снаряды взорвались в канале ствола правого орудия носовой башни. В первом случае огонь смогли продолжить, около 6 часов вечера, но на 28 выстреле, орудие разорвало. При взрыве сместилась передняя плита крыши башни, а соседнее орудие оказалось выведенным из строя на 40 мин. Аналогично взрывались в стволах и 203-мм снаряды японских броненосных крейсеров.

Как свидетельствовали сами японцы, "флагманский корабль адмирала Того "Микаса" получил более 30 снарядов. На нём была повреждена внутренность передней боевой рубки, передний и задний мостики, убита и ранена вся прислуга одного орудия, пробиты трубы, повреждены орудия, разбиты казематы и пробиты палубы." "Микаса" среди других японских броненосцев получил наиболее сильные повреждения в боях с обеими русским эскадрами.

У японцев имелись основания занижать данные о повреждениях своих кораблей (их числе, а самое главное характере), людских потерях не только из соображений престижа, ведь по мнению руководства Империи, война была не последней и прежние "друзья" могли запросто оказаться у потенциального противника, и не стоило снабжать его ценной информацией, добытой собственной кровью.

Например, известно, что в бою при Ялу бронебойные снаряды пронизывали небронированные борта японских кораблей, улетая неразорвавшимися, в сражениях с русским флотом была аналогичная картина, только теперь зачастую оказывалась уязвимой броневая защита: в 152-мм плитах японцы насчитали 6 пробоин. Артиллеристам достаточно было доработать конструкцию взрывателей, а вот у кораблестроителей задача была посложнее: в первом случае они убедились в необходимости и значимости броневой защиты, а во втором пришли к выводу, что надо работать над её усовершенствованием и этому могли помочь данные о характере повреждений. По тем же причинам японцам было выгодно занизить и число собственных попаданий в русские корабли, что косвенным образом стало бы работать на версию о их якобы неудачной конструкции и броневой защите.

"Асахи", сначала под командованием капитана 1 ранга X. Ямада, затем капитана 1 ранга Номото, в бою 10 августа 1904 г. получил одно попадание, получил тяжёлые повреждения от подрыва па плавающей мине 26 октября 1904 г. возле Порт-Артура, ремонтировался в Сасебо до апреля 1905 г., а 27 мая 1905 г. получил шесть попаданий (по другим данным, 9): 2 152-мм и 4 меньшего калибра, потерял 8 человек убитыми и 23 ранеными.

"Шикишима", под командованием капитана 1 ранга И. Терагаки, получил повреждения от ответного огня при бомбардировке Порт-Артура, потеряв 17 человек убитыми и ранеными, тяжело пострадал в бою 10 августа 1904 г. 27 мая 1905 г. он получил 10 попаданий: 1 305-мм, 1 254-мм, 4 152-мм и 4 75-мм снарядами. Разрыв единственного 305-мм снаряда убил 13 и ранил 22 человека. На 11 выстреле собственный 305-мм снаряд разорвал дульную часть правого орудия носовой башни, и в результате это орудие полностью вышло из строя, крыша башни оказалась повреждённой, а другое орудие временно прекратило огонь.

"Хатсусе", несший флаг младшего флагмана контр-адмирала Т. Нашиба (командир капитан 1 ранга Ю. Накао), получил повреждения у Порт-Артура, потеряв убитыми и ранеными 11 человек. 15 мая 1904 г. в 10 милях к юго-востоку от Порт-Артура он подорвался на мине, был взят на буксир "Асахи", но затем подорвался вторично, после чего сдетонировали кормовые погреба. Корабль затонул в течение полутора минут. Погибло 493 человека (спасли 340, включая и адмирала).

"Фудзи", под командованием капитана 1 ранга К. Мацумото, при обстреле укреплений Порт-Артура получил 2 попадания, 22 марта 1904 г. при подобном обстреле получил попадания, вызвавшие повреждения, с эскадренных броненосцев "Ретвизан" и "Пересвет", 10 августа 1904 г. получил незначительные повреждения, а 27 мая 1905 г. получил попадания: 2 305-мм, 3 152-мм, 2 75-мм и 5 снарядов неустановленного калибра. После взрыва 305-мм снаряда в кормовой башне, убившего 8 и ранившего 22 человека, чудом избежал гибели, завершил дневной бой последним залпом по "Бородино", который вызвал сильный пожар в башне 152-мм орудий русского броненосца (результатом которого, возможно, могла оказаться детонация зарядов и гибель корабля).

В три часа по местному времени, спустя 50 мин после первого выстрела Цусимского сражения, русский бронебойный снаряд пробил 152-мм лобовую плиту кормовой башни главного калибра эскадренного броненосца "Фудзи" и взорвался над казённой частью первого орудия. Силой взрыва выбросило за борт броневую плиту, служившую для защиты задней части башни. Весь находившийся в башне личный состав или получил ранения или оказался убитым, а раскалённые осколки воспламенили пороховые заряды. Одновременно вспыхнуло свыше 100 кг пороха. Огненные брызги стали разлетаться во все стороны. Английский нитроцеллюлозный порох кордит был очень склонен при быстром сгорании к взрыву. Японцы применяли тот же кордит, поэтому "Фудзи" был недалёк от гибели. Но броненосцу повезло: один из осколков того же снаряда перебил гидравлическую магистраль, и хлынувшая под большим давлением вода способствовала тушению огня. В Цусимском бою четыре японских броненосца выпустили 446 305-мм снарядов.

"Яшима", под командованием капитана 1 ранга X. Сакамото, 9 февраля 1904 г. участвовал в бомбардировке укреплений Порт-Артура, 15 мая 1904 г. подорвался на том же минном заграждении, что и "Хатсусе", был взят на буксир "Шикишима", но в 17 часов 41 минуту в 5 милях от скалы Энкоунтер на нем отдали приказ экипажу покинуть корабль и перейти на крейсера. "Яшима" затонул. Погибло 319 человек.

Броненосец "Чин Иен", входивший под командованием капитана 1 ранга К. Имаи в состав пятого боевого отряда третьей эскадры (базировавшейся в Такесики на островах Цусима и в Кобе), получил 2 попадания в бою 10 августа 1904 г. Участвовал он и в сражении 27 мая 1905 г. По некоторым данным, к началу 1905 г. броненосец 3 класса "Чин Иен" был флагманским кораблём 5 отряда под флагом контр-адмирала Ямада.

Броненосец "Фусо", под флагом младшего флагмана контр-адмирала С. Хосоя (потом контр-адмирала X. Ямада) под командованием капитана 2 ранга М. Окунамия, а затем капитана 1 ранга Нагаи, входил в состав седьмого боевого отряда третьей эскадры, участия в боевых действиях не принимал и применялся исключительно для нужд береговой обороны, а потому повреждений и потерь не имел.

Расширенные данные потерь флота Японии в войне 1904-1905 гг.
№ п/пМесто и время операций, сраженийЧислоИтого
убитыхумерших от ранвыздоровевшихставших инвалидамиоставшихся на излечении
1Порт Артур, 09.02.1904 - 22.02.05560373311210950
2Бомбардировка у р. Ялу, 25.04 - 01.05.1904--4--4
3Третья попытка минного заграждения входа в Порт Артур, 03.05.042-11-4
4Занятие Тахиовкова, 12.05.05 - 14.05.0581331-43
5Гибель "Иошино", 15 мая 1904319-1--320
6Гибель "Хатсусе", 15 мая 1904494192--587
7Бомбардировка бухты Кинчоу, 26.05.042111--14
8Занятие бухты Талиан, 13.06.0419493-35
9Гибель "Каймон", 15.07.0422-7--29
10Бой в Жёлтом море, 10.08.0465614375226
11Захват русских эсминцев 11 - 12.07. 19041-14-217
12Бой в Корейском проливе (Ульсан) 14.08.04361074-4124
13Гибель "Хей Иен", 05.09.04197----197
14Под Люнвантунгом и Порт-Артуром 19,21 и 30.09.043----3
15Гибель "Сай Иен" 30.11.0438-29--67
16Десантный корпус, 27.07 - 30.12.0431292581027355
17Цусимский бой 27-28 мая 19059027401-181699
Итого,18871161408342293674
в том числе: офицеров16011113-20300
палубных офицеров434361286
унтер-офицеров и матросов1652971236332013219
лиц других званий32423-665

К середине лета 1905 г. состав японского флота изменился: появились трофейные корабли. На 14 июня 1905 г. "Микаса", "Асахи", "Шикишима", "Фудзи" составляли первый боевой отряд первой эскадры, а "Чин Иен", "Ики", "Мишима", "Окиношима" седьмой боевой отряд вновь созданной четвёртой эскадры. "Фусо" продолжал числиться броненосцем береговой обороны 2 класса. Другие трофеи ремонтировались.

Вторая война на море была Японией победоносно завершена, и капитан 2 ранга Огури высказался об этом так: "На этих двух последних войнах наш флот одержал неожиданно громкие победы. Конечно, всему этому помогла преданность и храбрость личного состава нашего флота, но необходимо сказать, что нашему успеху способствовало то обстоятельство, что наш флот в этих войнах всегда аккуратно и разумно придерживался принципов морской тактики и стратегии, тогда как Китай и Россия совершенно игнорировали это, за что и поплатились поражением. Но если в этих войнах часть нашего флота была бы затоплена у берегов Кореи, а главные силы флота бездействовали в порту Сасебо, то каково было бы сейчас наше положение ?"

Заметки по морской артиллерии в войну 1904 г. (Из журнала "Морской сборник" за 1906 г.)

"В то время, как в русском флоте башня имела совершенно вертикальную броню, а в плане эллипс, у англичан она была плоская и наклонная, что предпочтительнее, так как амбразуры для пушек имели значительно меньшую площадь и большая её часть занята телом орудия, следовательно, механизмы и люди внутри лучше защищены от осколков снарядов. Вероятность попадания через амбразуры внутрь башен оказывалась меньше, и передняя плита не так ослаблена, как при широких амбразурах. Во-вторых, наклонное расположение передней плиты выгодно и в смысле её сопротивления пробиванию снарядами, так как снарядный выстрел с дальней дистанции хотя и ударяет в броню благодаря большому углу падения, почти нормально перпендикуляру, зато имеет сильно уменьшенную скорость при ударе.

Когда расстояние и угол падения уменьшаются, то снаряд ударяет в броню с большей скоростью, но рикошетирует и ударяет косвенно, так как траектория отложе. С русской бронёй наоборот: при большом расстоянии, когда и скорость удара снаряда мала, и угол падения (сравнительно) велик, снаряд ударяет в броню косвенно, а при уменьшении расстояния, когда скорость удара снаряда больше, удар делается всё опаснее, всё нормальнее перпендикуляру!

По выделке русских плит: передняя плита, прогнутая по дуге эллипса, с двумя амбразурами. К такой системе были технические препятствия, поэтому делали две передние плиты со стыком посредине между пушками, то есть ослабляли броню в самом опасном месте, где нормаль удара снаряда вероятнее всего, между тем как выделка плоской плиты с двумя амбразурами не представляла затруднений! И ещё: наклоном передней плиты облегчается уравновешивание (по отношению к оси вращения башни) главного эксцентрично расположенного груза - орудий, центр тяжести которых приходится на горизонтальные оси их вращения, то есть в центре цапф. Для этой цели приходилось сместить назад верхнюю часть башни по отношению к податочной трубе башни.

При русской же броне приходилось, кроме того, иметь в задней части башни броню той же толщины, что и в передней, хотя прямого попадания сзади ожидать нельзя и достаточно было бы тонкой, возможно, противоосколочной брони. Перемещая наклоном передней плиты центр тяжести броневой защиты назад, можно облегчить броню сзади и тем уменьшить вес башни, не делая при этом башню теснее для работы, так как в передней части башни работы не производятся."


Большие маневры в 1900 году
В маневрах 1908 года
На главную страницу
Hosted by uCoz