"Хатсусе" заложили 10 января 1898 г. на верфи Армстронга в Эльсвике (заводской номер 680) по доработанным и откорректированным Ф. Уаттсом чертежам "Шикишима". Его корпус спустили на воду 27 июня 1899 г. Вступил корабль в строй 18 января 1901 г. Кроме срезанного дейдвуда, улучшавшего его маневренные качества, чем стали отличаться броненосцы этой верфи, он по внутреннему устройству и внешне походил на "Шикишима", имея лишь несколько иные размерения: наибольшую длину - 134 м, ширину - 23,4 м и среднюю осадку - 8,23 м, а также более короткий верхний броневой пояс - 67,1 м. По другим данным, наоборот, именно этот пояс его был длиннее. Плоский участок броневой палубы, прикрывавшей цитадель, возвышался над ватерлинией на 0,95 м (несколько больше, чем на "Шикишима"). Его нормальное водоизмещение составило 15000 т (по другим данным, 14312), полное 15525 т, нормальный запас угля 700 т, полный 1643 т (по другим данным, 1900 т).
Конечно, оба броненосца были сходны с современными ему британскими броненосцами (сходство портили лишь три его тонкие трубы). Например, заложенный 21 марта 1898 г. (чуть позже) "Формидейбл", имевший почти такое же водоизмещение и отличавшийся несколько иным расположением брони, уступал "Хатсусе" как в средней и малой артиллерии, так и в скорости на испытаниях (на 1 узел меньше).
"Хатсусе" получил такое же по конструкции и количеству артиллерийское вооружение, котлы и механизмы, как и "Шикишима", и размещены они были аналогично, поэтому и численность его экипажа была практически такой же. Единственным его серьезным отличием в вооружении от собрата явилось отсутствие носового надводного торпедного аппарата (остались только четыре подводных с тем же запасом торпед).
Обе его машины также изготавливал завод Хемфрейса Тенанта и К°. По расчетам, для достижения броненосцем скорости 18 узлов требовалась мощность механизмов в 14500 л. с. На 6-часовом переходе от Чатама до устья реки Тайн в декабре 1900 г. скорость "Хатсусе" в среднем составляла 18 узлов, для достижения которой потребовалось всего 4/5 всей мощности. Через несколько дней состоялась проба машин на самом полном ходу в течение трёхчасового пробега со средней скоростью 19 узлов, и, наконец, при испытаниях на мерной миле средняя скорость оказалась 19,11 узлов при мощности механизмов в 16300 инд. л. с. (по другим данным, 16117) и водоизмещении в 14550 т. На официальной пробе у котлов уже стояли японские кочегары. В наших справочниках того времени указывалось, что его максимальная скорость была 19,25 узла.
В начале русско-японской войны над "Хатсусе" развевался флаг контр-адмирала Т. Нашиба, командующего вторым подразделением (младшего флагмана) первого боевого отряда первой эскадры, блокирующей Порт-Артур. С учетом штабных чинов общая численность его экипажа составляла 849 человек. Командовал кораблем капитан 1 ранга Ю. Накао. Приняв участие в стычках с русской эскадрой и в бомбардировках Порт-Артура, 15 мая 1904 г. при сильном волнении моря, но при ясной видимости "Хатсусе" в 10 ч. 00 мин. был поражён миной из заграждения, поставленного днём ранее русским минзагом "Амур", и лишился возможности управляться.
Взрыв произошел со стороны правого борта под кормой, и броненосец моментально накренился на этот борт. Повреждённые машины остановились. После временной заделки пробоины на корабле начали приготовления для увода его на буксире броненосцем "Асахи" (по другим данным, броненосец взял на буксир бронепалубный крейсер "Касаги"), но через 1 час. 40 мин. после первого взрыва вторая мина взорвалась в средней части. Это вызвало детонацию одного из его погребов. Корабль получил серьезные разрушения, и это окончательно погубило броненосец, который затонул за 90 секунд.
Адмирал, 22 офицера и 317 человек из его экипажа были спасены. 36 офицеров и 457 нижних чинов погибли. По другим данным, погибло 495 человек, а из 366 спасённых 102 оказались ранеными и обожжёнными. Для контрадмирала Нашиба этот день никак нельзя было назвать удачным. Как только он перенёс свой флаг на авизо "Тацута", тот сразу сел на мель.