17 июля 1899 г. на верфи американской судостроительной фирмы "Вильям Крамп и сыновья" (Wm. Cramp and sons, Philadelphia) в Филадельфии состоялась официальная закладка эскадренного броненосца "Ретвизан", спущенного на воду 10 октября 1900 г. и вошедшего в строй в декабре 1901 г. Ч. Крамп предлагал строить корабль по чертежам броненосца "Айова" ("Iowa"), заложенного на его верфи 5 августа 1893 г., но из России настояли, чтобы прототипом стал русский "Пересвет" с усилением артиллерии и бронирования.
Корабль имел следующие данные: длина наибольшая 117,85 м, ширина 22 м, осадка 7,6 м, фактическое водоизмещение 12900 т (проектное 12780 т). Две вертикальные машины тройного расширения (проектная мощность 16000 л. с.) развивали 17600 л.с. и обеспечивали броненосцу скорость хода до 18 узлов, питаясь паром от 24 котлов Никлосса. Нормальный запас угля составлял 1016 т, а полный - 2000 т, чего должно было хватить на прохождение 4900 миль 10-узловым ходом.
Пояс крупповской брони по всей длине ватерлинии высотой 2,14 м имел в средней части на протяжении 78 м толщину 229 мм. В оконечностях толщина пояса была 51 мм. Верхний пояс длиной также 78 м и высотой 2,3 м имел толщину 152 мм, замыкаясь 178-мм траверзными переборками. Броневая палуба, проходившая на уровне верхней кромки главного пояса, имела в горизонтальной части толщину 51 мм, а на скосах - 76 мм. Карапасная палуба у оконечностей имела ту же толщину. Башни главного калибра имели 229-мм защиту (крыши 51 мм), а барбеты - 203 мм. Все 152-мм орудия размещались в 127-мм казематах. Боевая рубка имела 254-мм защиту. Вес брони составлял 3300 т.
Первоначальное вооружение корабля состояло из: 4 305-мм сорокакалиберных, 12 152-мм сорокапятикалиберных, 20 75-мм, 20 47-мм, 6 37-мм, 2 64-мм десантных орудий и 4 надводных 381-мм торпедных аппаратов. "Ретвизан", в отличие от японских броненосцев, мог, как и другие русские корабли этого класса, принимать мины заграждения (до 45 шт). Время показало, что такой запас был опасен и ненужен.22 сентября 1905 г. японцы подняли "Ретвизан", переименовав его в "Хизен". По иным данным, свое новое имя он получил уже по окончании ремонта. Отбуксированный после предварительного ремонта в Порт-Артуре в Сасебо, корабль ремонтировался там с января 1906 г. по ноябрь 1908 г. При этом на броненосце часть негодных орудий была заменена на аналогичные Армстронга. Приводятся данные о замене во время ремонта орудий главного калибра на сорокапятикалиберные, как на "Микаса" и "Ивами". Котлы Никлосса были заменены на японские системы Майбара, с трубками большого диаметра, находившиеся в производстве с 1903 г.
Наружный вид "Хизен" после ремонта изменился: с мачт сняли боевые марсы, а телескопические трубы заменили на обычные цилиндрические. Его экипаж состоял из 750 человек. С 1908 по 1921 г. "Хизен" числился как линкор. К началу первой мировой войны он находился в Сасебо, а потом действовал против германских сил, совместно с "Асама" вынудив интернироваться в Гонолулу канлодку "Гаер", охранял морские перевозки союзников у берегов Северной Америки, принимал участие в поисках эскадры Шпее.
В начале 1915 г. "Хизен" послали в Соединённые Штаты в качестве флагманского корабля особой эскадры, но в феврале отозвали. В 1916г. он входил в состав второй дивизии второй эскадры, а с 1916 по 1918 гг. (включая и его службу во Владивостоке) в состав пятой эскадры третьего флота.
Во время японской интервенции в Приморье броненосец обеспечивал действия своих войск и неоднократно заходил во Владивосток. Первого сентября 1921 г. "Хизен" перевели в ранг корабля береговой обороны первого класса, а в апреле 1922 г., исполняя решения Вашингтонской конференции, его разоружили в Сасебо, переоборудовав в корабль-цель. Из списков флота броненосец исключили в 1923 г., и в июле 1924 г. потопили в результате испытаний новых образцов торпед во Внутреннем японском море (по другим данным, он оказался потоплен артиллерией в проливе Бунго).
В иностранных источниках считается, что корабль был лучшим из японских трофеев, приводя в доказательство то, что реально не потребовались никакие работы, кроме удаления с мачт боевых марсов. Конечно, такое заявление спорно, но "Ивами" действительно перестраивали капитальнее. Другое дело, что "Ретвизан" был построен по продуманной до мелочей технологии и оказался по казематному принципу размещения средней артиллерии ближе к существовавшим японским броненосцам. Позднее, в 1916 г., среди проданных России броненосцев ни "Ивами", ни "Хизен" не оказалось.