Немного о бюджетах
Броненосец "Чин Иен"
На главную страницу

Броненосец "Фусо"

Можно сказать, что рождение обновлённого японского флота произошло в 1875 г. До этой даты японцы приобретали паровые военные корабли, но, хотя они и считались боевыми, каждый из них был спущен либо по заказу правительств других стран, либо и вовсе как торговые суда. Таким образом, решение японского правительства о постройке в 1875 г. современного броненосца, защищенного железной броней, и двух броненосных крейсеров ознаменовало начало эры паровых военных кораблей, которые были построены теперь уже специально для японского военно-морского флота от киля до клотика. Этими кораблями были "Фусо" (иногда встречается написание "Foo-Soo", "Фуу-Соо" или "Fu-So", "Фу-со"), броненосцы второго класса "Хией" и "Конго" и броненосные крейсера.

Конечно, по сравнению с корветом "Рюдзе" ("Riuso"), построенным в Британии в 1866 г. (первоначально для южноамериканских штатов) из английского дуба и тика, также называемым в нашей литературе броненосцем, (Корабль имел вооружение: 2 170-мм (6,69") крупповских, 6 70-фунтовых Вавасера и двух малокалиберных орудий, длину 65 м, ширину 10,5 м, осадку 5,2 м, глубину интрюма 8,8 м, водоизмещение 1459 т и экипаж из 239 человек. Две паровые машины мощностью 975 л.с. обеспечивали ему скорость 9 уз. Броневой пояс шириной 1,37 м и толщиной 99 мм укладывался на 152-мм тиковую подкладку.) "Фусо" оказался заметным шагом вперед. Этот корабль в разных источниках в зависимости от времени и принятой системы классификации назывался броненосным фрегатом, казематированным фрегатом, казематным броненосцем, броненосцем казематного типа, броненосцем второго класса, броненосцем береговой обороны.

Казематированный фрегат "Фусо"

По чертежам, разработанным известным инженером Э.Ридом (Edward J.Reed), казематированный фрегат "Фусо" заложили в сентябре 1875 г. в Англии на заводе "Теймз Айрон Уоркс Компани" (Thames Iron Works Company) в г. Поплар (Poplar) и спустили на воду 14 апреля 1877 г.

Корабль имел следующие главные разме-рения: длина между перпендикулярами - 67,1 м, длина по грузовой ватерлинии - 68,6 м, ширина с обшивкой - 14,6 м, осадка носом - 5,4 м, осадка кормой - 5,6 м, глубина интрюма (от внутреннего дна до батарейной палубы) -6,2 м, высота пушечных портов над ватерлинией - 2,6 м, площадь подводной части миделя - 74,32 м2, нормальное водоизмещение - 3718 т. Нос вооружался тараном, выступающим от носового перпендикуляра на 1,98 м, корма образовывала плоский свес, которым прикрывался руль, крайне уязвимый в бою.

Постройка и введение в строй этого фрегата, имевшего достаточно скромные и не самые выдающиеся даже по тем временам данные, и морально устаревшего, совпала с русско-турецкой войной и временем, когда сама Англия уже перестала строить для себя казематированные броненосцы. Японцы, скорее всего, знали, что получат не самый мощный и современный корабль, но заказали именно такой, видимо, по причине экономии финансовых средств, ибо башенные корабли большего водоизмещения и стоили значительно дороже. Опять же именно в те годы сам факт необходимости броненосцев в составе флотов ставился под сомнение.

Бой русского вооруженного парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фетхи Буленд" ("Fethi Bulend") 11 июля 1877 г. в районе Констанцы, продолжавшийся около 5 часов и закончившийся выходом противника из боя, подтвердил, что казематированные корабли такого типа неэффективны. Своим внешним видом корабль был схож с турецкими броненосцами (броненосными корветами) "Фетхи Буленд" и "Мухадеми Хаир" ("Muhademi Hair") английской же постройки, но был несколько больше их и, как их более юный собрат, лишен ряда выявленных на них недостатков. Британия уже не строила для себя казематированные броненосцы.

Иногда "Фусо" называют похожим на французский броненосец "Редутабль" ("Redoutable", 1876 г., 9500 т), помянув, что первый имел вдвое меньшие размеры, или называют "Фусо" уменьшенной копией британского броненосца 2 класса "Айрон Дюк". Действительно, "Айрон Дюк", один из шести кораблей, первоначально предназначавшихся для службы в дальних водах, спроектированных по образцу французского "Альма" ("Alma") и в противовес ему, был больше. Его водоизмещение составляло 5899 т, мощность машины - 3500 инд. л.с., он имел полный броневой пояс по ватерлинии толщиной 203-152 мм, скорость на испытаниях - 14,9 узла, экипаж - 450 человек, двухъярусную центральную батарею из 10 229-мм 12,5-тонных дульнозарядных (4 в верхнем каземате и 6 в нижнем, защищенных 152-мм броней) и 4 127-мм орудия, не считая малокалиберных, которые были иначе размещены.

Но самое главное, на "Айрон Дкж" не было спонсона для размещения артиллерии главного калибра, как на "Фусо", его броня от верхнего редута шла вертикально вниз до окончания броневого пояса, а вот его борта от батареи 4-х верхних 229-мм пушек в носу и в корме заваливались внутрь, орудийные же порты делались со скосами по углам для обеспечения погонного и ретирадного огня, как и у французского "Редутабля". Лишь вспомогательная батарея "Айрон Дюк" несколько выступала за борт, но не бронировалась. X. Вильсон говорил, что "он очень походил внешне на английские суда типа "Iron Duke", но был меньше их".

Казематированный фрегат "Фусо" (Наружный вид, планы палуб)

У "Фусо" приняли другое конструктивное решение: для выполнения той же задачи усиления продольного огня борт был обычным, но верхний каземат делался выступающим наружу, как на "Александре". В те годы англичане были признанными лидерами в кораблестроении, соперничая в этой области с французами. Способностей Э. Риду было не занимать, и он разработал чертежи "Фусо", используя в первую очередь отечественный опыт и традиции, рассматривая французские корабли, скорее, как вероятных противников (хотя француз М. Бертин (М. Berlin) стал главным корабельным инженером японского флота девятью годами позже).

Корпус фрегата был полностью построен из железа по так называемой клетчатой (бракетной) системе набора, введенной в британском кораблестроении Э. Ридом при постройке броненосца "Беллерофон" ("Bellerofon", 1866 г., 7550 т). По другим данным, бракетная система постройки металлических судов (bracket system) была впервые применена в том же 1866 г. при постройке английского крейсера "Инконстант" ("Inconstant"), имевшего двойное дно с боковыми коридорами и водонепроницаемые поперечные переборки.

Набор корпуса "Фусо" состоял из продольных непрерывных связей - стрингеров, между которыми были установлены шпангоуты из отдельных отрезков листового железа (бракетов). Поверх набора настилалась внутренняя обшивка, и в итоге образовывалось междудонное пространство величиной 762 мм, значительно повышающее непотопляемость корабля при повреждении наружной обшивки. Двойное дно, проходившее в средней части корпуса, начиналось от таранного отделения (отсека) и продолжалось до румпельного отделения. Фрегат делился на одиннадцать отсеков десятью водонепроницаемыми переборками, из которых шесть были доведены до батарейной палубы и четыре до верхней.

В главных переборках, идущих до верхней палубы, установили водонепроницаемые двери створчатой системы. Все отсеки соединялись с машинным отделением двумя магистральными трубами, имевшими 44 пропускных клинкета, штоки которых большей частью выводились на батарейную палубу. Водоотливные средства общей производительностью 67 м3/мин имели в своем составе 5 ручных помп, 2 паровые донки диаметром 178 мм, 2 центробежные помпы диаметром 762 мм и 2 эжектора Фридмана. Хотя они и считались достаточными, а нашими современниками назывались даже громадными, но все-таки не смогли помочь удержать корабль на плаву после его столкновения с крейсером "Мацусима".

При постройке кораблей того времени конструкторы действовали методом проб и ошибок, внедряли свои решения сразу, а потом опыт эксплуатации показывал их правильность, и поэтому практически все суда следует считать опытными образцами. Вот и "Фусо", подобно многим другим военным кораблям, построенным в это время на английских верфях для иностранных флотов, служил как экспериментальное судно в области военно-морского проектирования и кораблестроения. Для "Фусо" это выразилось в его методе склёпывания, в первую очередь в том, что заклепки расклепывались позади брони, а ниже ее этот процесс продолжили от главной палубы до киля, в то время как броня крепилась к корпусу посредством кронштейнов снаружи ряда корабельных заклепок и одевалась наподобие рыцарских доспехов. Это позволяло при разметке и постройке провести непрерывную линию для склепывания от днища до палубы.

Наружный вид казематированного фрегата "Фусо"

Броневой пояс из кованого железа (данные о том, что "Фусо" имел сталежелезную броню, называемую "компаунд", ошибочные) по всей длине корабля опускался от средней палубы ниже ватерлинии на 122 см. Толщина его дифференцировалась от 229 мм в районе каземата с утоньшением до 102 мм к носу и корме. Высота броневого пояса в районе миделя составляла 2,52 м, но так как фрегат оказался перегружен, то над грузовой ватерлинией возвышалась лишь достаточно узкая полоса брони.

Размеры железных броневых плит в этом районе были различны: самый нижний участок пояса имел наибольшую толщину 178 мм (7"), средний, высотой 0,8 м, - 229 мм (9"), а верхний - также 178 мм. Броня накладывалась на тиковую подкладку от 191 мм (7,5") до 242 мм (9,5") толщины в обратной пропорции с размерами брони. Тиковая подкладка под броню укладывалась между четырьмя дополнительными стрингерами из железа углового профиля, которые, как и пояс, шли по всей длине "Фусо", образуя перпендикулярные борту полки. Бортовая броня навешивалась сверху обшивки на деревянную прокладку для смягчения ударов снарядов и крепилась к корпусу болтами.

Выше пояса в средней части фрегата размещался броневой каземат с траверзами для защиты от продольного огня. Толщина брони бортов каземата и его траверзов, установленных над водонепроницаемыми переборками - 203 мм (по другим данным, броня траверзов была меньше - 178 мм). Люки крюйт-камеры и бомбового погреба, как и двери в траверзах, также имели 203-мм броню. Полный ее вес составил 776 т.

Броневой палубы установлено не было вовсе, так как ожидалось, что артиллерийский бой будет вестись на ближних дистанциях либо с нулевым углом возвышения орудий, либо с малым углом снижения, для чего поясная броня и опускалась ниже ватерлинии. Каземат размещался впереди грот-мачты в батарейной палубе, и место его легко определялось по положению дымовой трубы, которая находилась как раз посредине. Каземат имел длину 14,5 м и ширину 15,1 м, т.е. выступал с каждой стороны борта на 0,25 м (0,75 фута). Для лучшего обеспечения продольного огня и улучшения условий обслуживания орудий его углы были срезаны, в них сделаны орудийные порты, из которых орудия имели угол обстрела по 60° каждое (по 30° в любую сторону от оси ствола орудия, совпадавшей с диагональю каземата). По другим данным, угол обстрела каждого из орудий главного калибра "Фусо" был несколько больше - 70°. И все равно, расположение этих портов было таково, что орудия совсем не могли стрелять ни на нос, ни на корму, ни по траверзу. Высота нижней кромки портов над грузовой ватерлинией была 2,3 м. Толщина бортовой казематной брони также дифференцировалась: в нижней части она была 203 мм (8") на 152-мм (6") тиковой подкладке, а в верхней части - 178 мм (7") на 178-мм подкладке.

"Фусо" оказался единственным кораблем японского флота, на котором позднее без особых усилий заменили главное вооружение, первоначально состоявшее из четырёх 240-мм (9,44") 30-калиберных 15,5-тонных стальных и двух 168-мм (6,6") 25-калиберных 5,5-тонных казнозарядных нарезных орудий завода Круппа. 240-мм орудия стояли на главной палубе и размещались по углам каземата, имея каждое по своему орудийному порту. Каждая из этих пушек стреляла снарядами весом 93,3 кг со скорострельностью 0,35 - 0,5 выстрела/мин (имея прислугу из восьми человек). Снаряды подавались краном из бомбового погреба, находящегося вместе с крюйт-камерой под батареей, и были двух родов - стальные и чугунные, по 60 и 80 штук на ствол соответственно. Эти орудия, возвышаясь над ватерлинией на 2,44 м, устанавливались на станках Скотта и имели гальваническую систему управления огнем.

Два 168-мм орудия были установлены на станках (схожих с деревянными станками русских шестидюймовок) на верхней палубе фрегата в бортовых спонсонах с тремя портами для каждого, отчего они имели сектор обстрела по 180° и могли вести огонь (снарядами весом 35,7 кг) со скорострельностью 0,7 выстрела/мин. Над ватерлинией они возвышались на 4,5 м. Боезапас - по 140 чугунных снарядов на ствол размещался в том же погребе, что и для казематной батареи.

На верхней палубе имелись четыре 69-мм (2,7") стальные пушки на элевационных станках и семь пушек Норденфельда (по другим данным, 6 скорострельных 76,2-мм и 11 Норденфельда). Что касается малокалиберной артиллерии всех описываемых кораблей, то разночтения здесь наиболее заметны, ведь замена этих орудий труда не составляла и могла производиться достаточно часто, практически при каждой постановке корабля в завод. Вес бортового залпа "Фусо" составлял 383,8 кг. В 1886 г. корабль дополнительно оснастили шестью лёгкими пушками и пятью станковыми пулемётами.

Два надводных аппарата калибром 356 мм для стрельбы торпедами Уайтхеда (длина торпеды 4267 мм, калибр 355,6 мм) размещались в жилой палубе позади фок-мачты. Трубы аппаратов, сверху у которых устанавливались воздушные баллоны, размещались на станках, вращавшихся по плоским погонам. В каждом из бортов фрегата был вырезан порт, и в нем закреплялся яблочный шарнир.

Во время приготовления к выстрелу аппарат вставлялся в шарнир и с помощью болтов, соединявших фланцы, жестко к нему крепился. В итоге аппарат мог наводиться по горизонтали, а его передний срез достаточно выступал за борт, чтобы торпеда не смогла повредиться о борт при выстреле. Прибор управления наведением аппарата на цель размещался в боевой рубке и по принципу действия был аналогичен русскому прибору лейтенанта Зацаренного. В положении "по-походному" аппараты вынимались из яблочных шарниров, снимались с погонов и крепились вдоль борта, а порты закрывались откидывающимися сверху крышками на шарнирах с помощью цепочек. В 1885 г. фрегат получил два бортовых надводных аппарата германского образца для торпед Шварцкопфа калибра 457 мм. Вероятно, они сменили прежние.

Механизмы фрегата, разработанные и построенные на заводе Пени и сыновья (Penn and Sons), состояли из двух горизонтальных двухцилиндровых машин двойного расширения (compound) с поверхностными холодильниками. Общая индикаторная мощность машин - 3500 л.с. Эти машины приводили во вращение два гребных винта диаметром 4,7 м, имевших шаг 4,9 м. Паром машины снабжались от восьми цилиндрических котлов диаметром 3,43 м и давлением пара 4,2 кгс/см2 (каждый имел по три топки диаметром 0,89 м), размещавшихся по четыре вдоль корпуса в двух кочегарных отделениях, разделявшихся между собой продольной водонепроницаемой переборкой. По другим данным, все 8 котлов размещались в одном водонепроницаемом отсеке, что маловероятно.

Топки были обращены к середине фрегата, который имел одну дымовую трубу овальной в плане формы. Угольные ямы могли принять полный запас угля в 350 т, чего хватало на 2184 мили полным 13-узловым ходом и на 4500 миль 10-узловым экономическим, что соответственно заняло бы 7 и 14 суток. Во время приемо-сдаточных испытаний, имея осадку носом 5,2 м, кормой 5,5 м и при водоизмещении 3639 т, "Фусо" на мерной миле показал среднюю скорость 13,2 узла (за шесть пробегов) и шел с этой скоростью в течение трех часов (мощность машин 3824 л.с., скорости вращения винтов 93 - 94 об/мин). Современники могли назвать его быстроходным. Конечно, сдатчики использовали лучшие сорта угля, квалифицированных кочегаров, да и корабль был недогружен. Как и почти все современники, "Фусо" имел в дополнение к машинам полное парусное вооружение трехмачтового барка с железными фок- и грот-мачтами диаметром 813 мм, несших прямые паруса общей площадью 1858,1 м2 (по другим данным, 1579,3 м2). Весь остальной рангоут был деревянный.

Фрегат имел паровые приводы к штурвалу и лебедке для подъема якоря. Ручных штурвалов было два: один на верхней палубе, а другой, боевой, в батарейной. Якорей системы Мартина - четыре, по 4 тонны каждый. Для боевого электрического освещения должны были использоваться 2 фонаря системы Сотера со стёклами Френеля. Гребных судов имелось девять: один паровой катер с мощностью машины в 5 л. с. и скоростью до 6 уз, вооруженный аппаратом для стрельбы метательными минами (торпедами), один шестнадцативесельный барказ, два четырнадцативесельных и два шестивесельных катера, одна пятивесельная гичка, пятиве-сельный ял и одна шестерка. Подъем гребных судов был обыкновенным, как и на других кораблях. Два катера и три гички поднимались на боканцы, а остальные шлюпки - на ростры.

Экипаж "Фусо" состоял из 31 офицера и 320 нижних чинов. На часть строевой команды имелось 177 ружей системы Мартина и 80 револьверов Смит-Вессона. За время сужбы корабля штатная численность его экипажа менялась и составляла, по данным разных источников, от 250 до 386 человек. По отзывам современников, "офицерские каюты, кубрики для команды, помещения для сухой и мокрой провизии, парусов, канатов, шхиперского имущества, арсенала для минных принадлежностей располагались удобно, были просторны и хорошо вентилировались". Среди наблюдающих за ходом постройки фрегата был молодой офицер по фамилии Того, который в это время служил в качестве стажёра в Королевском военно-морском флоте Британии и через тридцать лет стал героем Японии. В январе 1878 г. корабль построили, а в феврале, когда "Фусо" начал свой путь из Англии в Японию, Того стал одним из офицеров броненосца. По приходу домой его перевели на другое место службы, но вскоре он вернулся на корабль и дослужился на нем от младшего лейтенанта до лейтенанта.

Казематированный фрегат "Фусо" в кильватерном строю

Незадолго до войны с Китаем, в 1895 г., "Фусо" поставили в завод для капитального ремонта и перевооружения, во время которых на нем изменили оснастку барка. Его грот-мачту демонтировали, а фок и бизань оборудовали боевыми марсами для малокалиберных скорострельных 37-мм пушек и пулеметов. Два устаревших 168-мм орудия заменили на два 152-мм 40-калиберных. Они оказались тяжелее (на 1,63 т каждое), но их скорострельность и баллистические характеристики были значительно выше. В дополнение корабль оснастили четырьмя лёгкими пушками и шестью пулемётами. Изменение артиллерийского вооружения провели сразу и после войны с Китаем: две 152-мм 40-калиберные скорострельные пушки со щитами, так хорошо себя зарекомендовавшие в боевой обстановке, смонтировали одну на баке и одну на юте.

Вскоре и 240-мм казематные орудия, признанные к тому времени непригодными для боевого применения, заменили на четыре скорострельные 152-мм. Но, по данным справочника Брассея, в 1898 г. фрегат еще продолжал сохранять свои 240-мм орудия. Получается, что "Фусо" имел на вооружении восемь 152-мм и семь малокалиберных орудий, два торпедных аппарата после 1899 г. По отечественным же данным, броненосец проходил капитальный ремонт в 1898 г., после аварии у о. Сикоку, когда, вероятнее всего, на нем сменили орудия. Его водоизмещение тогда увеличилось до 3770 т. Во время войны с Китаем "Фусо" применил свою артиллерию по реальному противнику в первый и последний раз. Всю войну капитан 1 ранга Араи командовал кораблем, входившим в состав главной эскадры в сражении при Ялу. Так как к этому времени он, прослужив уже более 18 лет, мог, вероятнее всего, развивать скорость от 10 до 11 узлов, его броня из кованого железа могла оказывать лишь незначительное сопротивление уже употреблявшимся в то время стальным снарядам, а на вооружении броненосец имел всего два современных орудия, не считая малокалиберных, то и вклад его в общую победу был скромен.

Недаром "Фусо" подвергся модернизации одним из последних японских броненосных кораблей, как наименее ценный, и возможная задержка со вводом в строй которого менее других сказывалась на общей боеготовности флота. При Ялу он занимал предпоследнее место в японской линейной колонне из десяти кораблей (впереди "Хией" и после "Хашидате"). Тихоходный, он постепенно все более отставал от колонны, рискуя попасть под сосредоточенный удар сильных броненосцев противника, хотя и продолжал вопреки этому добросовестно повторять все маневры переднего мателота.

В этом бою японские тихоходные корабли, шедшие в арьергарде, рано покинули свои места в строю, так как не могли выдержать столкновения с неприятелем на близком расстоянии и, будучи кораблями слабо защищёнными и вооружёнными, были бы наверняка уничтожены. "Фусо" оказался исключением, его все-таки выручали броня и везение. У китайцев, по причине меньшей скорости, практически не было шансов таранить корабли летучего отряда или навязать им свою волю. Но в колонне главной эскадры к концу боя один такой тихоходный корабль оставался. Это был "Фусо". На него напасть они еще могли, но к тому времени подавляющий перевес в силах был уже на стороне противника.

В итоге "Фусо" остался лишь одним из четырёх ветеранов главной эскадры, успешно завершившим все из японских боевых манёвров и не потерявшим при этом своего места в строю, и одним из тех кораблей в эскадре, которые избежали серьёзных повреждений, заняв шестое место в списке потерь личного состава. По данным Ф. Т. Джейна, правда, считается, что он получил более тяжелые повреждения. Однако такое мнение не подтверждается списком потерь, хотя, конечно, и тот может оказаться искаженным либо случайно, либо намеренно. Вероятнее всего, если японцы и занизили число своих потерь, то равномерно по всей эскадре.

Количество выведенных из строя членов экипажа "Фусо" по разным источникам не совпадает: двое убитых и двенадцать раненых или один офицер и четыре матроса убитыми и один офицер и шесть матросов ранеными. Главное, после сражения фрегат остался в строю и продолжал сражаться в составе эскадры всю войну. Данных о потерях и повреждениях корабля в других боях этой войны не имеется. Факт получения кораблем ущерба во время захвата Вей Ха Вея не подтверждается.

"Фусо" после подъема 1898 год.

Судьба отвернулась от "Фусо" уже после войны, 29 ноября 1897 г., когда его сильным ветром сорвало с якоря неподалеку от о. Сикоку и после дрейфа его протаранил крейсер "Мацусима", чем еще раз подтвердил опасность тарана в первую очередь для своих кораблей. Вероятно, крейсер пытался оказать помощь дрейфующему кораблю, который, видимо, не мог сразу дать ход, но неудачно сманеврировал. Угроза затопления от поступающей через пробоину воды, с которой не справлялись водоотливные средства, на момент постройки считавшиеся избыточными, вынудила командира направить броненосец к берегу, на риф около Ниихамы. "Фусо" затонул, успев добраться до мелководья, но в сентябре 1898 г. (по другим данным, через два месяца) его подняли и отвели для ремонта на верфь в Куре.

Ко времени русско-японской войны он снова стал в строй, поднял вымпел и примкнул к действующему флоту. Его артиллерийское вооружение тогда состояло из двух 152-мм, четырех 120-мм 40-калиберных и одиннадцати 47-мм (3-фунтовых) орудий. Обе 152-мм пушки были смонтированы побортно в батарее под главной палубой, где первоначально размещались 240-мм крупповские и защищались 203-мм броней, а 120-мм орудия стояли открыто на верхней палубе по одному на баке и на юте и два побортно в районе миделя. Торпедных аппаратов стало три, а на мачтах появилась радиоантенна.

Несмотря на недавний ремонт и серьезное перевооружение, в боевых действиях русско-японской войны "Фусо" участия не принимал и использовался исключительно как дозорный корабль у своего побережья. Он долго сохранял солидное название "броненосец", побывав и в роли корабля береговой обороны, и исполняя функции учебного судна. Лишь Турция долго держала в строю аналогичный корабль.

В 1908 г. "Фусо" стал использоваться в качестве брандвахтенного судна, пока в 1910 г. не был разоружен, прослужив в строю около 32 лет. Окончательная судьба броненосца "Фусо" неясна, вероятно, его вскоре после разоружения разобрали на металл. В 1914г. в японском флоте появился новый корабль, его преемник линкор "Фусо"


Немного о бюджетах
Броненосец "Чин Иен"
На главную страницу
Hosted by uCoz