Во второй половине XVIII в. правители Японии, не обладая сильной волей, способностью управлять страной не отличались, а лишь стремились к личному обогащению. В стране процветали взяточничество, казнокрадство, произвол власть имущих. Император как бы царствовал, при этом никем и ничем не распоряжаясь, не имел никакой реальной власти, конечно, для его же пользы - незачем божественной особе утруждать себя заботами о делах повседневных, достаточно раздавать придворные должности и награды. Но уже появились люди, не только понимавшие, что дальше так жить нельзя, но и начавшие действовать.
Главными идеологами среди них оказались представители школы национальных наук, стремившиеся восстановить былое влияние синто, потому что именно там они видели идеи для обоснования исконных прав императора на управление страной. Значительную роль в этом сыграло учение Мотоори Норинага, пришедшего к выводу, что "зло в общественных низах исходит от зла в общественных верхах", и утверждавшему, что именно Япония является центром вселенной, а не Китай. "Мы произошли от богини Аматэрасу, - говорил Норинага,- а значит, стоим выше других народов". Так он стремился укрепить у японцев уверенность в себе, возродить дух патриотизма.
Идеи Норинага легли в основу националистических устремлений, которые в середине XIX в. помогли японцам отстоять независимость. Началась борьба за объединение страны. Государство не вело активной внешней политики, всецело переключившись на дела внутренние. В итоге страна стала напоминать хлопотливый муравейник. Осваивались новые пахотные земли, совершенствовались орудия труда, улучшалась система орошения. Плуг заменил мотыгу, совершенствование агротехники и эффективный семейный труд позволили получать по два урожая в год. Известный японский экономист Хаями Акира заявил, что в XVIII в. в Японии произошла "революция прилежания".