Японский флот конца XIX в. с технической стороны не имел ничего общего с тем, который в давние времена предпринимал походы к берегам Китая и Кореи и, возможно, доходил до берегов Америки. Японцы имели в своём архипелаге даже внутреннее море, а потому морская стихия им была родной, к которой они сумели приспособиться с незапамятных времен, когда их предки заселили острова, но, в отличие от австралийских аборигенов, связи с ней не потеряли. Они выработали особый тип небольших судов - фунэ, обладавших превосходными мореходными качествами. Именно на фунэ японцы предпринимали свои лихие набеги на берега азиатского материка, оставив о себе память в корейских сказках.
Но время шло. Открытие портов для европейцев в пятидесятых годах произошло не сразу и не просто. В 1853 г., когда американская эскадра угрожала Иокогаме, в Иеддо происходили дебаты, в которых партия, советовавшая уступить требованиям американцев, заявляла, что иначе Япония будет разгромлена и вообще не получит никаких выгод. Представители этой партии, называвшейся "Кай-коки", говорили так: "Вместо того, чтобы позволить разбить нас, так как мы не обладаем теми техническими сведениями, которыми обладают иностранцы, позвольте лучше нам иметь сношения с иностранными государствами, чтобы мы могли обучаться их военной выправке и тактике; и, когда мы представим собой нацию, связанную как одна семья, тогда только мы будем в силах идти вперёд и в чужих краях давать земли тем из наших воинов, которые наиболее отличились в боях."
Япония открыла свои порты США, затем Англии, России (так называемые Ансэйские договоры). 7 февраля 1855 г. русским посланником графом Путятиным был подписан первый русско-японский договор о мире и дружбе и определена морская граница. Для русских судов были открыты порты Симода, Хакодате, Нагасаки.
В 1863 г. японских офицеров послали в Голландию обучаться военно-морскому делу. В 1867-68 гг. в стране вспыхнула кровопролитная война между духовной и светской властью - Микадо и Тайкуном. Междоусобица окончилась победой Микадо и поддерживающих его сил, которые западные страны окрестили "партией новаторов", и провозглашением единодержавия. Не исключено, что при победе противоборствующей стороны в итоге было бы то же самое - сильная централизованная власть.
Япония стала твёрдо и неизменно выполнять политическую программу "Кай-Коки". В 1871 г. была окончательно разрушена феодальная система, отменены сословия, провозглашена свобода занятий и передвижения, проведена земельная реформа, к 1882 г. выходило уже 113 газет, имевших строгую цензуру. Функциями государственного управления занималось совещательное собрание, и, в довершение всего, в 1890 г. была принята конституция, укрепившая императорскую власть. Ввели и европейский календарь.После внутренних войн и переворотов японское правительство занялось открытием школ европейского образца, а в Токио - университета; заменой лат и луков на огнестрельное оружие; постройкой железных дорог и других путей сообщения; телеграфа; флота, всеми мерами поощряя постройку кораблей только европейского образца. Японский флот организовывали на европейский манер, а за образец взяли Англию. Для теоретического и практического обучения вызвали английских инструкторов.
Но не легко было расти новому флоту в этой островной стране. Например, в 1890 г. парламент отказался утвердить программу графа Кабаяма, требовавшего увеличения расходов на флот. Не ограничиваясь простым перенесением технических средств из Европы, японцы всеми мерами стремились развить промышленность у себя дома и достигли в этом направлении отменных результатов, например, создав арсеналы в Токио, изготовлявшие огнестрельное оружие и обеспечивавшие им полностью армию и флот. Арсеналы в Осаке стали снабжать корабли артиллерией. Расцвет их отечественного судостроения, в котором нашли отражение и уклад жизни и народный дух, породившие именно японские традиции в этой области, был еще впереди, а пока приходилось учиться и копировать чужой опыт.
До 1885 г. самыми сильными кораблями немногочисленных военно-морских сил Японии считались казематированный фрегат "Фусо" ("Fuso") и броненосные корветы "Хией" ("Hiyei"), "Конго" ("Kongo"), "Рюдзе" ("Ryujo") и "Адзума" ("Azuma"), но с этого же года флот стал активно пополняться новыми современными кораблями, построенными во Франции и Англии, как, например, "Нанива" ("Naniwa") и "Такачихо" ("Takachiho").
В 1886 г. в Японию пригласили в качестве главного корабельного инженера флота первоклассного французского инженера М. Бертина (М. Bertin), под руководством которого судостроение быстро пошло вперед. В то же время в ряде государств Европы началась очередная гонка морских вооружений, не оставившая без внимания и Японию. Председатель кораблестроительного комитета контр-адмирал Аюра (Ajura) в конце 1888 г. представил в правительство записку, характеризующую состояние флота, определив его численность в 35 кораблей, из которых, по его мнению, только 23 или 24 можно назвать боевыми, считая и строящиеся в это время в Англии, Франции и Японии.
Все корабли, построенные до 1884 г. включительно, были к тому времени сильно устарелыми, и число их оказалось невелико. К ним относили и казематный броненосец "Фусо" с корветами "Конго" и "Хией", которые во время приобретения их у английских заводов считались уже не самыми совершенными, винтовой корвет "Цукуба" ("Tsukuba") постройки 1854 г., канонерскую лодку "Хото" постройки 1867 г. В итоге, годных для боя кораблей почти не было, и, согласно поданной контрадмиралом Аюрой записке, к 1884 г. можно было считать лишь 6-7 кораблей более или менее годных для боевого использования. Но в то же время немало парусных военных джонок продолжали числиться в списках флота и не имели уже никакой ценности.
Это время можно считать первым периодом развития японского флота. Но вскоре число боеспособных кораблей увеличилось до 20. Следует отметить, что в списке кораблей, построенных до 1885 г., имелось 10 единиц, которые вошли сюда или перед японо-китайской войной, или после неё (9 призов и купленный у Чили бронепалубный крейсер "Идзуми" ("Idzumi", 6."Esmeralda"). Последствием записки контрадмирала Аюра явилось составление новой программы судостроения, по которой признавалась необходимой постройка еще 25 крупных кораблей, 30 миноносцев и строительство новых адмиралтейств.
Озаботившись выполнением намеченной программы, японское правительство сделало внутренний морской заем на 50 миллионов иен, выпускавшийся десятью частями, и пригласило еще одного французского инженера - Беллара (Bellar) на должность главного инженер-механика по постройке миноносцев, которые предполагалось строить в Кобе и на Иокогамской верфи. За период с 1885 по 1894 гг. построили около 20 крупных кораблей, преимущественно крейсеров и канонерских лодок, и 24 миноносца различного водоизмещения.
Параллельно активно расширялись имеющиеся порты и верфи и строились новые. Вынужденно заказывая корабли преимущественно за границей, японское правительство в то же время прекрасно понимало, насколько важно иметь собственных специалистов на своих заводах, а потому часть кораблей строилась на верфи в Йокосуко, а затем - в Куре. Новая программа судостроения, выполнение которой планировалось с 1895 до 1904 г., была ещё более насыщенной.
С июля 1889 г. военно-морские силы Японии (бывшей тогда уже конституционной империей) получили новую организацию, согласованную с текущей программой судостроения, по исполнении которой флот увеличился более чем в два раза. В 1898 г. правительство определило следующие сроки службы для военных кораблей: броненосных - 25, неброненосных - 18, минных - 15 лет. В войне с Китаем Япония не только не потеряла ни одного корабля, но и смогла уничтожить основу морских сил противника и приобрести некоторые трофеи. Между тем во время этой войны она далеко не обладала таким флотом, какой смогла создать уже к 1902 г. (210220 тыс. т общего водоизмещения против 60-65 тыс. т).
Быстрому росту флота, последовавшему за японо-китайской войной, способствовали захват нескольких кораблей китайского флота и, самое главное, полученная контрибуция. В 1897-1900 гг. делается гигантский шаг вперед в строительстве все новых и новых кораблей, и страна получает возможность встать не только выше второстепенных морских держав, но и опередить Австро-Венгрию и Италию.
В 1897 г. вошли в строй эскадренные броненосцы "Фудзи" ("Fuji") и "Яшима" ("Yashima"), запланированные к постройке в 1893 г., еще до войны с Китаем. В течение 1900 г. были закончены, испытаны и переведены в Японию следующие корабли: эскадренные броненосцы "Шикишима" ("Shikishima") и "Асахи" ("Asahi"), броненосные крейсера "Якумо" ("Yakumo", 9900 т) и "Адзума" ("Adzuma", 9400 т). Вышел из Плимута 8 сентября и взял курс к японским берегам броненосный крейсер "Идзумо" ("Idzumo", 9900 т). Продолжалась постройка в Британии броненосцев "Хатсусе" ("Hatsuse"), "Микаса" ("Mikasa"), броненосного крейсера "Ивате" ("Iwate", 9800 т). Два бронепалубных крейсера водоизмещением по 3400 т и с 21-узловым ходом планировались к постройке в Йокосуке и Куре. 8 эсминцев, из которых два 31-узловых, заказывались у Торникрофта, два 31-узловых у Ярроу и четыре у других иностранных фирм, при условии, что их соберут в Японии.
Так как принятая в 1896 г. программа судостроения для японского флота уже к концу 1902 г. в основном была выполнена, то в 1903 г. в Японии деятельно занялись разработкой новой подобной программы, предусматривавшей, в частности, постройку 5 эскадренных броненосцев по 15000 т, 2 броненосных крейсеров по 10000 т и т. д. На первое сентября 1903 г. Япония имела 7 вполне законченных броненосцев общим водоизмещением 93800 т и по общему числу броненосцев и крейсеров водоизмещением не менее 4000 т была на шестом месте в мире.
Имевшиеся броненосцы можно было условно разделить на 4 группы, представлявшие разные направления кораблестроения: 1) "Чин Иен" ("Chin Yuen", б. "Чен Иен"), трофей войны с Китаем, походивший на германские броненосцы типа "Захсен" ("Sachsen"); 2) "Фудзи" и "Яшима", по конструкции корпуса, бронированию, составу и размещению вооружения представлявшие собой нечто среднее между кораблями классов "Роял Соверен" ("Royal Sovereign") и "Ринаун" ("Renown"), а по конструкции орудийных башен главного калибра и их защите походившие на броненосцы типа "Маджестик" ("Majestic"); 3) "Шикишима", "Хатсусе", "Асахи", несмотря на существовавшие между ними различия, явившиеся дальнейшим развитием кораблей типа "Маджестик" и довольно близко походившие по типу на "Канопус" ("Canopus") и "Формидейбл" ("Formidable"), и 4)"Микаса", первый броненосец японского флота, представлявший собой новое английское направление, олицетворённое чуть позже в броненосцах типа "Кинг Эдуард VII" ("King Edward VII").
"Фусо" в качестве полноценного броненосца иностранными специалистами, в том числе и русскими, уже не рассматривался. И в том же году к постройке были запланированы 2 броненосца водоизмещением свыше 16000 т, заложенные в первой половине следующего года в Англии, будущие "Кашима" ("Kashima") и "Катори" ("Katori") - последние из заказанных за рубежом. В период с 1903 по 1913 гг. предполагалось заложить всего четыре подобных броненосца (64000 т) и девять крейсеров (70200 т). Фактически же с 1904 г. до конца 1913 г. только линейных кораблей заложили 16, половина из которых были уже турбинными дредноутами.
Соотношение броненосцев и крейсеров у морских держав в 1903 г.Страна | Англия | Франция | Россия | Германия | США | Япония | Италия | Австро-Венгрия |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Броненосцы (ед) Водоизмещение (тонн) | 60(51)* 752000(680000) |
35(31) 337100(306900) |
21(20) 230700(221000) |
17(14) 166100(144000) |
12 126500 |
7 93800 |
12(10) 149300(103100) |
10(7) 65800(45400) |
Крейсера (ед) Водоизмещение (тонн) | 80(76) 645200(627700) |
30(26) 186200(162500) |
17(13) 126000(104400) |
13(10) 88100(63100) |
10 60900 |
13 90000 |
5(10) 32000 |
4 19600 |
Итого | 140(127) 1397200(1307700) |
65(57) 523300(469400) |
38(33) 356700(325400) |
30(24) 254200(207100) |
22 187400 |
20 183800 |
17(15) 181800(135100) |
14(11) 85400(65000) |
Как видно, только Япония и США среди вышеупомянутых стран имели самый молодой по возрасту кораблей флот. Как и их учителя- англичане, японцы имели в составе своего флота больше крейсеров, чем броненосцев, в отличие от других стран, с той лишь разницей, что у Великобритании для развития сбалансированного флота в те годы денег хватало, а у Японии нет (как, впрочем, и у других стран).
После войны с Россией японский флот, понёсший некоторые потери, в итоге пополнился рядом трофейных кораблей, как поднятых в Порт-Артуре, так и пленённых после Цусимского сражения. Трофеи были отремонтированы и введены в состав флота. Список броненосцев пополнился следующими названиями: "Ивами" ("Iwami", б. "Орёл"), "Хизен" ("Hizen", б. "Ретвизан"), "Суво", ("Suwo", б. "Победа"), "Сагами" ("Sagami", б. "Пересвет"), "Танго" ("Tango", б. "Полтава"), "Ики" ("Iki", б. "Император Николай 1"), "Окиношима" ("Okinoshima", б. "Генерал-адмирал Апраксин"), "Мишима" ("Mishima", б. "Адмирал Сенявин"). Считается, что для морально устаревших и сильно повреждённых кораблей это была малооправданная трата денег (особенно, если учитывать, что ожидаемую контрибуцию не получили), которые лучше было бы израсходовать на разработку и постройку новых проектов.
Создание нового корабля - дело очень дорогостоящее. И хотя японские флотоводцы в ближайшем времени воевать не планировали, но о дальнейшем росте морского могущества думали серьёзно. Оставалось выбирать: или несколько новых современных боевых единиц, которые всё равно очень быстро устаревают морально, или значительно большее количество немолодых ходовых трофеев, на которых можно подготовить достаточно кадров для будущего флота. Выбрали второе, но постройка новых кораблей, хотя и с замедлением все же продолжалась.
По окончании войны с Россией почти все суда японского флота были разоружены, т. к. им требовался серьёзный ремонт механизмов и вооружения, за исключением лишь кораблей, вошедших в состав двух вновь сформированных эскадр (в первую входили 5 броненосных крейсеров, 2 бронепалубных крейсера, авизо, вспомогательный крейсер, четыре эсминца для плавания у берегов Японии и России; во вторую, под командованием вице-адмирала Дева, вошли броненосец береговой обороны 1 класса "Ики" (флагманский), броненосец береговой обороны 2 класса "Окиношима", 4 крейсера, авизо, вспомогательный крейсер, четыре эсминца, имевших район крейсерства у берегов Кореи и Северного Китая) и отрядов Южного Китая (2 крейсера и 2 канонерские лодки) и учебного (3 малых крейсера). Корабельные машины требовали ремонта, стволы орудий износились, а арсенал в Куре не имел возможности их заменить, так как запас орудий был израсходован ещё перед Цусимой. Поэтому снова пришлось заказывать в Англии орудия, но лишь для строящихся кораблей.
В конце 1905 г. в японском флоте ввели новую классификацию кораблей, согласно которой броненосцы распределялись следующим образом: эскадренные броненосцы: "Микаса", "Асахи", "Шикишима", "Фудзи", "Ивами", "Хизен", "Суво", "Сагами", "Танго"; броненосцы береговой обороны 1 класса: "Ики", "Чин Иен"; броненосцы береговой обороны 2 класса (от 3500 т до 7000 т): "Окиношима", "Мишима", "Фусо"; броненосцы береговой обороны 3 класса ( 7 старых судов менее 3500 т водоизмещением и не имеющие никакого значения в военных операциях): "Конго", "Хией", "Тенрю" ("Tenriu"), "Кацураги" ("Katsuragi"), "Ямато" ("Yamato"), "Мусаси" ("Musashi"), "Такао" ("Takao").
В 1905 г. Япония заняла третье место после США (7 кораблей на 99880 т) и Англии (7 на 91190 т) по общему тоннажу спущенных на воду кораблей (3 на 46839 т): эскадренные броненосцы "Катори", "Кашима" и броненосный крейсер "Цукуба". Россия смогла построить лишь один корабль - минный крейсер "Хивинец" в 1340 т.
Общее водоизмещение флота Японии в 1904 и 1906 гг.Класс кораблей | Водоизмещение, т | Прирост водоизмещения, % | |
---|---|---|---|
1904г. | 1906г. | ||
Эскадренные броненосцы | 85250 | 152706 | 80 |
Броненосцы береговой обороны | 9350 | 25974 | 178 |
Броненосные крейсера | 73886 | 81686 | 10 |
Бронепалубные крейсера | 55301 | 71741 | 30 |
Итого | 223787 | 332107 | 48 |
На 1 января 1906 г. в постройке, вооружении и на испытаниях находились следующие японские эскадренные броненосцы: "Садзума" ("Satsuma") на стапеле в Йокосука, "Аки" ("Aki") на стапеле в Куре, "Катори" и "Кашима", спущенные соответственно в Барроу 4 июля и в Эльсвике 22 марта 1905 г., броненосные крейсера: "Курама" ("Kurama") в Йокосука на стапеле, "Цукуба" ("Tsukuba"), спущенный в Куре 26 декабря 1905 г., "Икома" ("Ikoma"), на стапеле в Куре, "Ибуки" ("Ibuki"), назначенный к постройке в Куре. В том же году эскадренный броненосец 1 класса "Садзума", броненосный крейсер 1 класса "Икома" и два крейсера 2 класса по 4100 т были спущены на воду.
На 31 декабря 1906 г. в японском флоте на службе состояло 40044 человека, в том числе 2884 офицера, среди которых к 31 марта были: 1 адмирал флота, 4 адмирала, 20 вице-адмиралов, 30 контр-адмиралов, 81 капитан 1 ранга, 150 капитанов 2 ранга, 177 капитанов 3 ранга. В январе 1907 г., по другим данным, в строю числилось 7 адмиралов (средний возраст 56 лет), 23 вице-адмирала (53 года), 26 контрадмиралов (50 лет, 3,5 % всех адмиралов по отношению ко всему строевому офицерскому составу), 99 капитанов 1 ранга (44 года, 6,2 %), 146 капитанов 2 ранга ( 9,1% ), 192 капитан-лейтенанта (12% ), 342 лейтенанта 1 класса (21,4%), 320 лейтенантов 2 класса (20%), 268 мичманов (16,7 % ), 176 гардемаринов 1 и 2 классов.
В 1907 г. вошёл в строй броненосный крейсер "Цукуба", а годом позднее - "Икома". К 1908 г. в стране был предложен целый ряд самых разнообразных судостроительных программ, и в итоге будущий состав японского флота определили в 20 броненосцев и 20 броненосных крейсеров. Распределение броненосцев по классам сообразно их возрасту на середину 1908 г. выглядело так: первая линия активного флота, 4 корабля (в строю не более 4 лет) - "Аки", "Садзума", "Катори", "Кашима"; вторая линия активного флота, 7 кораблей (в строю не более 8 лет) - "Микаса", "Асахи", "Шикишима", "Ивами", "Хизен", "Суво", "Сагами"; первая линия резервного флота, 2 корабля (в строю не более 12 лет) - "Фудзи", "Танго"; вторая линия резервного флота (в строю не более 16 лет) кораблей не имела. Итого 13 вымпелов, из коих два ("Фудзи" и "Танго") к 1917-18 гг. обязательно требовали замену, а следом за ними следовали ещё два русских трофейных броненосца более поздней постройки ("Сагами" и "Хизен"), следовательно, оставалось всего 9.
К тому времени в списках полноценных броненосных крейсеров оставалось 10 единиц, - следовательно, общее число необходимых к постройке новых крупных броненосных судов равнялось 21, а, чтобы они были готовы к 1920 г., следовало начать постройку последнего не позже 1 января 1916 г., то есть, кроме уже строящихся, заложить 21 корабль в течение 9 лет.
Новая японская судостроительная программа предусматривала постройку 4 эскадренных броненосцев по 19500 т с машинами в 26000 л.с. и ходом в 20 уз., два из которых, ; "Аки" и "Садзума", продолжали достраиваться на собственных верфях, а два предполагалось снова заказать в Англии. Этому не суждено было исполниться. Кроме того, планировали построить 5 броненосных крейсеров по 18500 т с 25-узловым ходом, вооружённых шестью 305-мм, 14 152-мм и 10 102-мм орудиями и два разведывательных крейсера по 4800 т. Все эти суда должны были построить к 1911 г. Но в Британии в то время уже полным ходом строили дредноуты, и поэтому приняли решение серию броненосцев типа "Садзума" не продолжать, а строить собственные линкоры на отечественных верфях.
К середине 1909 г. находились в постройке эскадренные броненосцы "Садзума", "Аки", "А" и "В" (будущие "Сетсу" ("Settsu") и "Кавачи" ("Kawachi") -- турбинные линкоры водоизмещением свыше 20000 т с 305-мм главной артиллерией, состоявшей из 12 стволов (4 - в диаметральной плоскости, 8 - по бортам), броненосные крейсеры "Курама" и "Ибуки", бронепалубный крейсер "Тоне" ("Топе") и эсминцы. Планировались к постройке 3 броненосных и 5 бронепалубных крейсеров, 2 подводные лодки. К концу 1909 г. Япония смогла занять уже пятое место в ряду военных флотов мира после Англии, США, Германии и Франции. Каждому японцу (ее население в то время составляло 47 674 000 человек) приходилось ежегодно платить на поддержание флота на этом уровне по 3,55 иены.
Силы морских держав на март 1910 г.Страна | Англия | Германия | США | Франция | Япония | Россия | Италия |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Броненосцы* | 51/804400 | 34/505845 | 29/455643 | 18/301079 | 15/219434 | 11/190774 | 10/154430 |
Устаревшие броненосцы | 13/170430 | 4/39496 | 4/42204 | 9/99165 | 4/23993 | 5/51091 | 5/59690 |
Крейсера 1 ранга | 50/623750 | 12/149645 | 15/186595 | 15/109027 | 13/137687 | 6/63336 | 7/61690 |
Крейсера 2 ранга | 30/180000 | 6/34245 | 3/206205 | 12/78541 | 7/35308 | 8/52690 | 3/17303 |
Крейсера 3 ранга | 32/102765 | 30/98493 | 14/48799 | 21/66773 | 8/23594 | 2/6391 | 13/36789 |
В 1911 г. японский морской министр заявил в бюджетной комиссии, что новый кредит, распределённый на 6 лет, даст возможность построить лишь один линкор водоизмещением около 25000 т, четыре линейных крейсера и несколько миноносцев и подводных лодок. Из числа четырёх линейных крейсеров один заказали заводу Виккерса ( будущий "Конго") и один запланировали к постройке на верфи в Йокосука. В итоге ожидалось, что Япония будет располагать к 1916 г. 29 броненосцами и броненосными крейсерами.
На январь 1910 г. ведущие морские страны имели следующее количество броненосных кораблей: Англия - 91, Германия - 46, США - 44, Франция - 33, Япония - 27, Россия - 17. Япония имела в строю в это время 13 эскадренных броненосцев: "Фудзи", "Шикишима", "Асахи", "Микаса", "Ивами", "Сагами", "Танго", "Хизен", "Суво", "Катори", "Кашима", "Садзума", "Аки" (всё ещё находившийся в достройке) и 2 дредноута в постройке: "Кавачи", "Сетсу". В состав её флота входило 13 броненосных крейсеров общим водоизмещением 137687 т, из которых водоизмещение четырёх последних ("Цукуба", "Икома", "Курама", "Ибуки") составляло 41,2%. Крейсеров 2 ранга было 7 (35308 т), 3 ранга - 8 (23594 т), в постройке - три, по 5000 т. "Чин Иен" в те времена входил в список кораблей береговой обороны 1 класса, лидируя в нём перед "Ики". "Окиношима" и "Мишима" являлись кораблями береговой обороны 2 класса, а к 3 классу относились полностью устаревшие "Конго" и "Хией".
К 1911 г. предельного возраста достиг броненосец "Фудзи" вместе с однотипными крейсерами "Асама" ("Asama") и "Токива" ("Tokiwa"), в 1912 г. этого возраста достиг и "Асахи". Ветераны войны с Россией старели. Ожидалось, что при имевшихся к тому времени программах судостроения у ведущих морских стран мира количество кораблей в составе броненосных эскадр ( броненосцев и броненосных крейсеров) Японии с 25, каким оно было в 1909 г., могло понизиться к 1916 г. до 14 при 40 у Англии и Германии, 38 у США и упасть к 1920 г. до 8 при 37 у Англии и Германии, 26 у США. Следовательно, заканчивавшуюся к 1916 г. программу кораблестроения следовало дополнить.
В середине 1911 г. Йокосука стала самой значительной судостроительной верфью Японии, другие отставали, но ненамного. Собственная промышленность оказалась уже достаточно мощной, чтобы к концу 1920 г. построить 10 линкоров и линейных крейсеров нового типа. В быстром подъёме военно-морского могущества Японии очень хочется усмотреть чудо, которого, конечно, не было, а был тяжелый и кропотливый труд. Многие народы показывали подобные примеры, когда в их составе преобладали деятельные патриоты, а не шкурники. Но при обратном соотношении гибли даже державы, казавшиеся великими.
В конце 1913 г. в японском флоте была введена новая классификация кораблей, согласно которой они подразделялись на следующие категории: линейные корабли, линейные крейсера, крейсера 1 класса, крейсера 2 класса, корабли береговой обороны 1 класса, корабли береговой обороны 2 класса, канонерские лодки 1 класса, канонерские лодки 2 класса, эскадренные миноносцы 1 класса, эскадренные миноносцы 2 класса, эскадренные миноносцы 3 класса, миноносцы 1 класса, миноносцы 2 класса, подводные лодки. В итоге они, как и англичане с германцами, провели разделение между линейным крейсером и крейсером 1 класса.
В японский класс линкоров вошли "Кавачи", "Сетсу", "Аки", "Садзума", "Кашима", "Катори", "Микаса", "Асахи", "Шикишима", "Хизен". 10 единиц, среди которых оказались 2 дредноута, 4 корабля переходного периода и 4 классических броненосца. В классе линейных крейсеров состояли "Курама", "Ибуки", "Икома", "Цукуба". "Ики", "Танго", "Ивами", "Сагами", "Суво", "Фудзи" заняли места кораблей береговой обороны 1 класса, а "Мишима" и "Окиношима" - 2 класса.