Японское правительство разработало новую кораблестроительную программу, принятую на специальном собрании парламента в июне 1903 года ("Третья расширенная программа строительства флота"). В том же году планировалось обеспечить начало постройки четырех броненосцев ("Кашима" и "Катори" включены в план в январе 1904 г.), и правительство вынуждено было снова обратиться к европейским заводам за помощью, так как их собственные верфи для создания новых кораблей еще не были приспособлены.
Английские верфи представили ряд проектов, которые в общих чертах и были приняты. По первому из них (в декабре 1903 г.) последовало заключение контракта. По другим данным, чуть позднее, 2 февраля 1904 г., (за три дня до разрыва дипломатических отношений с Россией и за шесть дней до нападения на "Варяга" с "Корейцем") представители японского правительства в Лондоне заключили с фирмами Виккерса и Армстронга контракты на постройку двух эскадренных броненосцев по 16400 т с механизмами, которые обеспечат им скорость в 18,5-19 узлов.
Корпуса новых броненосцев собирались строить стальными по ставшей уже обычной клетчатой системе, но, кроме внутреннего среднего киля, предусматривалась ещё установка двух внутренних боковых. Они должны были располагаться параллельно среднему и служить для более равномерного распределения нагрузки. Это было особенно важно при постановке корабля в док на три ряда кильблоков.
Главные размерения планировались следующими: длина 138,7 м (примерно на 9 м больше, чем у "Кинг Эдуард VII"), ширина 23,8 м, осадка 8,1 м. Броневую защиту 152-мм орудий решили расположить по концентрированной казематной системе, впервые применённой на броненосце "Микаса", построенном фирмой Виккерса в 1902 г. ( это сделали и на заложенных в 1902 г. броненосцах "Триумф" и "Свифтшур"), и на 8 английских броненосцах класса "Кинг Эдуард VII" ( заложенных в 1902-1904 гг).
Артиллерийское вооружение новых японских броненосцев планировалось усилить (по сравнению с кораблями типа "Кинг Эдуард VII") не столько увеличением числа орудий, сколько за счет роста их калибра. Впоследствии сделали и то и другое. Техническим заданием предлагалось увеличить по сравнению с прототипом вес выпускаемых в минуту снарядов с 9 до 11 т. Таким образом, снова ожидалось, что новые японские броненосцы станут самыми сильными в мире.
Эскадренный броненосец "Кашима" заложили 29 февраля 1904 г. на верфи Армстронга в Эльсвике под заводским номером 755, а его главным инженером-строителем назначили Д. Перетта (J. Perrett). Спуск корабля состоялся 22 марта 1905 г., за два месяца до Цусимского сражения, и он оказался десятым военным кораблем, построенным этой фирмой для Японии. К боевым действиям "Кашима", конечно, уже не успевал и вошел в строй лишь 23 мая 1906 г.
Испытания корабля закончились 31 мая 1906 г. (стоимость составила 1,5 миллиона английских фунтов или 6 миллионов американских долларов). Броненосец имел следующие размерения: длина наибольшая 138,68 м, по ватерлинии 129,54 м (по другим данным, наибольшая длина 143,3 м, длина по ватерлинии 138,68), ширина 23,83 м, высота корпуса 13,26 м, средняя осадка 8,12 м, водоизмещение нормальное 16400 т (полное 17200 т). Нормальный запас угля составил 750 т (по другим данным, 1400 т), полный 2150 т (по другим данным, 2000 т), чего должно было хватить на прохождение 9000 миль 10-узловым ходом. Корабль, по ставшей уже для завода Армстронга традиции, в подводной части лишался дейдвуда, имел два бортовых киля длиной около половины корпуса и таран.
Броневая защита "Кашима" состояла из сплошного пояса крупповской стали по ватерлинии, ставшей традиционно привычной высоты 2,3 м, из которых 2/3 размещались ниже ватерлинии, а 1/3 выше её. Главный пояс в средней части на протяжении 0,6 длины корабля имел толщину 229 мм, утоньшаясь к носовой оконечности до 102 мм, а к кормовой до 63,5 мм (по другим данным, толщина пояса обеих оконечностей 102 мм). Окончания 229-м участков брони замыкались в обеих оконечностях броневыми траверзами той же толщины, размещавшимися между средней и нижней палубами. Выше него размещался до (уровня верхней палубы) второй 152-мм пояс высотой 4,58 м, простиравшийся между носовым и кормовым барбетами главного калибра.
Как и на "Микаса", пятиорудийная казематная 152-мм батарея каждого борта имела 152-мм наружную защиту, а пушки батарейной палубы отделялись друг от друга броневыми траверзными переборками толщиной 51 мм. Толщина продольных переборок позади них тоже составляла 51 мм. Броня батарейной палубы в своих окончаниях имела шедшие под углом к диаметральной плоскости траверзы, сопрягавшиеся с барбетами главного калибра. В итоге из надводного борта выше главного пояса незащищёнными оставались лишь его участки длиной 24,4 м в нос (высотой от батарейной палубы до верхней) и 26,8 м в корму (от главного пояса до верхней палубы).
Броневая палуба имела в средней горизонтальной части толщину 51 мм, на бортовых скосах - 76 мм, а в оконечностях была традиционно сводчатой (карапасной) с толщиной 63,5 мм. Защита барбетов орудий главного калибра имела толщину 229 мм в тех частях, которые находились выше поясной брони, а в остальных ограничивалась до 127 мм (по другим данным, до 178 мм). В четырёх углах броневой цитадели впервые в японском флоте появились ещё четыре барбета орудий промежуточного калибра с толщиной броневых плит 152 мм. Вращающиеся части 305-мм башен с лицевой стороны имели 254-мм броню, а с бортов и тыла 203-мм. Остальные четыре башни, предназначенные для установки 254-мм орудий, имели защиту толщиной 229 и 152 мм соответственно. Боевая рубка получала 229-мм броню, а запасная кормовая - 127-мм.
На корабле впервые появились три боевых (или наблюдательных) поста управления огнем артиллерии, оснащённых дальномерами и защищенных 76-мм бронёй. Один из них размещался на крыше боевой рубке, а два других - побортно в средней части броненосца на спардеке. Артиллерийское вооружение "Кашима" состояло из 4 305-мм сорокасемикалиберных, установленных попарно в башнях, 4 254-мм сорокасемикалиберных в четырех одноорудийных башнях на верхней палубе по углам броневой цитадели, 12 152-мм тоже сорокасемикалиберных скорострельных в казематах на батарейной (10) и на верхней (2) палубах, между башнями 254-мм орудий.
Возможно, все вышеуказанные орудия имели длину ствола не 47, а 45 калибров, разночтение же вызвано разными системами измерения этой длины. Не исключено, что фирма Армстронга, передовая в области артиллерии, все-таки установила на корабле новые образцы. Избежать установки пушек малого калибра, становившихся уже малоэффективными, не смогли, и новый броненосец нес ещё 12 76-мм, 3 47-мм и 6 37-мм орудий (по другим данным, 6 пулеметов Максима, размещенных на крыльях мостиков второго яруса, для отражения атак миноносцев и подводных лодок). По другим данным, корабль первоначально нес 14 76-мм пушек (в 1916 г. их стало 10, но добавились 2 80-мм зенитных орудия).
Углы обстрела башен 305-мм орудий составляли по 270° для каждой (возвышение осей орудий над грузовой ватерлинией 7,93 м, скорость вращения башен 360°/мин, максимальные углы возвышения орудий 18°, снижения 3°). Приводы наведения в башнях были гидравлические, электрические и ручные (резервные). Вес каждого орудия равнялся 57,9 т (по другим данным, 59 или 56 т), вес снаряда 385,56 кг. Углы обстрела башен 254-мм орудий равнялись 120°, из которых 90° приходились на угол от траверза до диаметральной плоскости и оставшиеся 30° на другую от траверза сторону (возвышение осей орудий над грузовой ватерлинией 6,71 м). Приводы также были гидравлические, электрические и ручные. Вес орудия равнялся 35,3 т (по другим данным, 34 т), снаряда - 226,8 кг. Углы возвышения и снижения были такими же, как и у 305-мм орудий.
Шесть средних 152-мм пушек в батарейной и обе на верхней палубах имели углы обстрела по 120° каждое (по 60° от траверза). Четыре крайних 152-мм орудия батареи, расположенные ближе к оконечностям, чем барбеты 254-мм пушек, имели (теоретическую) возможность вести огонь вдоль диаметральной плоскости, соответственно в нос или в корму, поэтому их углы обстрела были по 150° (90° + 60°). Каждое из этих орудий снабжалось своим элеватором. Пушки устанавливались на станках с центральным штыром. Все они имели приспособления для электрического воспламенения запалов. Оси 152-мм орудий поднимались над грузовой ватерлинией на 4,27 м, а стоявших на верхней палубе - на 6,71 м. Вес орудия равнялся 7,6 т (по другим данным, 8,5 т), снаряда - 45,36 кг. Для 76-мм и остальных малокалиберных орудий имелось 8 элеваторов. Торпедное вооружение составило 5 457-мм подводных аппаратов (по другим данным, 6) - четырех бортовых и одного кормового. От носового аппарата отказались.
"Кашима" имел две (поставленные заводом Хемфрейса Тенанта в Депфорде) четырёхцилиндровые машины тройного расширения с ходом поршней в 1219,2 мм и диаметрами цилиндров 914,4; 1422,4; 1600,2 и 1600,2 мм. Машины при суммарной мощности 16000 инд.л.с. ( по другим данным, 16500 л.с.) должны были обеспечить броненосцу скорость не ниже 18,5 уз. Пар к машинам подавался от 20 водотрубных котлов Никлосса (рабочее давление в 16,17 кгс/ кв.см, площадь колосниковой решётки 120,77 м2, площадь нагрева 3994,8 кв.м), размещённых в трёх изолированных отделениях.
"Кашима" снабжался двумя минными катерами длиной 17,01 м, двумя паровыми катерами длиной 10,97 и 12,19 м и шестью гребными судами. Обе мачты не имели боевых марсов, показавших свою бесполезность в новых условиях боя, а на площадках и мостиках имелось 6 прожекторов. Экипажи "Кашима" и "Катори" составляли, по разным данным, от 864 до 980 человек.
С 3 по 9 апреля 1906 г. около устья реки Тайн проводились испытания "Кашима", показавшие, согласно официальному отчёту, хорошие результаты. Затем выполнялись артиллерийские стрельбы. Произвели по три выстрела из каждого орудия. На третий и четвертый дни испытаний во время 24-часового непрерывного пробега проходили проверку машины и механизмы при развитии ими 4/5 своей полной мощности. Пятый день отводился для чистки топок. Во время шестого провели 8-часовые непрерывные испытания машин на полном ходу с полностью загруженными запасами. Седьмой, последний день, отводился для торпедных стрельб на скоростях хода от 15 до 17 узлов. Существенных недоработок выявлено не было. Согласно контракту, при развитии машинами мощности в 15600 л. с. броненосец должен был развивать скорость 18,5 узла.
От своего прототипа, британского броненосца "Кинг Эдуард VII", он отличался следующими деталями. 10" эльсвикские пушки были установлены на место 9,2". Кроме того, что он стал первым в японском флоте многобашенным кораблем, а 254-мм орудия уже считались, крупнокалиберными и вплотную подводили броненосец к разряду дредноутов. Сильное артиллерийское вооружение дополняли и два 152-мм орудия верхнего каземата в средней части корабля, сделав его, в отличие от "Кинг Эдуард VII", двухъярусным.
Корабли значительно различались толщиной брони на второстепенных участках. Кормовая оконечность "Кашима" на уровне главного пояса защищалась лучше (63,5 мм против 38). Но если у прототипа выше главного 229-мм пояса до батарейной палубы находился 203-мм пояс, а орудия каземата защищала 178-мм броня, то у японского броненосца до самой верхней палубы стояла 152-мм защита, а второй ярус каземата прикрывался 102-мм броней. Барбеты и носовая боевая рубка на "Кинг Эдуард VII" защищались лучше (305 мм - главного калибра, 178 - промежуточного, 305 мм - рубка) и лишь кормовая рубка слабее - 76 мм. Орудия батарейной палубы "Кашима" стояли несколько выше над ватерлинией, чем у британского броненосца (3,89 м), и, в добавок к этому, были сгруппированы заметно ближе к миделю, что в совокупности заметно снижало их заливаемость в тяжёлых штормовых условиях и при наклонах во время поворотах корабля.
Не успев принять участия в боевых действиях, "Кашима" 16 сентября 1907 г. был повреждён взрывом в одной из 10-дюймовых артиллерийских башен. "Кашима" вместе с "Катори" провел первую мировую войну в водах Тихого океана. К началу войны тяжелые корабли первой эскадры были "привлечены к защите передовой базы в Хакко-Хо на западном побережье Кореи. "Кашима" прошел большой ремонт на военно-морской верфи в Майдзуру, закончившийся в марте 1915г. В 1916-1917 гг. он стал флагманским кораблем второй дивизии, входящей в состав второй эскадры, ив 1918 г. был флагманским кораблем пятой эскадры.
"Кашима" вошел в отдельную эскадру под командованием вице-адмирала Арайна, которая прикрывала японскую армию во время её вторжения в Советскую Россию в августе 1918 г. По другим данным, "Кашима" в 1914-15 гг. находился в Майдзуру, затем был флагманским кораблем 2-й дивизии 2-й эскадры, в 1915-16 гг., а в состав 5-й эскадры входил в 1916г., стал флагманским кораблем второй эскадры в 1917 г., а в середине 1918 г. оказался флагманским кораблем 5-й эскадры и посылался в Николаевск (Николаевск-на-Амуре). Остается добавить, что уже в 1914г. "Кашима" и "Катори" имели посты для управления артиллерийским огнём, смонтированные на их мачтах. "Кашима" имел два якоря по левому борту, а один по правому, в отличие от "Катори", имевшего один левый якорь и два правых.
"Кашима" и "Катори" в течение 1921 г. совершили путешествие в Европу. Они вышли из своей базы в марте и были на Мальте с 24 по 26 апреля. Очевидно, это был учебный поход. Оба корабля разоружили по условиям Вашингтонского договора 1922 г. В Майдзуру с них сняли орудия и броневые пояса. Полный демонтаж брони закончили в феврале 1924 г.
"Кашима" продали на металлолом на публичном аукционе, проводившемся в Майдзуру 26 и 27 апреля 1924 г., который выиграла компания Мицубиси. Работы по окончательной разборке корабельного корпуса закончили 24 ноября 1924 г. "Катори" разобрали на военно-морской верфи в Майдзуру (работы выполнили 29 января 1925 г.). Оба корабля вычеркнули из списков военно-морского флота 20 сентября 1923 г.
Из рапорта морской разведки морскому министерству США, опубликованном в "Официальных военно-морских сведениях за 1907 г."* ("U. S. Navy Office of Naval Intelligence")
"16 сентября 1907 года на линейном корабле "Кашима" во время выполнения практической стрельбы по щиту в Хиросимском заливе в 2 часа 10 минут пополудни произошёл взрыв кормовой десятидюймовой артиллерийской башни правого борта. Из четырёх выстрелов, которые запланировали из орудия этой башни, два произвели, снаряд для третьего выстрела и первая секция порохового заряда были уложены в его зарядную камеру, вторая и третья секции готовились к подаче. Когда произошел взрыв, заряд для четвёртого выстрела находился в башне у казённой части орудия.
Полный расчёт офицеров и личного состава и офицеры-наблюдатели, что находились внутри башни и рядом с ней, заплатили за право наблюдения за стрельбой. Используемый порох был дымный (коричневый шестигранный). Заряд состоял из трёх секций по 25 килограммов каждая, имея общий вес в 75 кг, или около 165 фунтов. Заряд для четвёртого выстрела весил столько же, 165 фунтов, таким образом, общий вес взорвавшегося пороха составил 330 фунтов.
Мой информатор, капитан 1 ранга Мураками (Captain Murakami), докладывая об очень больших потерях убитыми и повреждениях, привёл факт, как масса огня выбросилась из дверей башни, из-за воспламенения заряда для четвёртого выстрела, и охватила тех, кто находился за дверью и около неё. Он думает, что причиной взрыва было возгорание пороха, оставшегося в канале ствола от предыдущего выстрела. Они воспламенили первую секцию нового заряда. Он считает, что гидравлический прибойник находился в действии в надлежащее время, но говорит, что сомневается в том, была ли достаточно смочена зарядная камера и как из-за желания выстрелить побыстрее матрос не выполнил операцию смачивания.
Этот взрыв вызван не дефектом орудия или конструктивными недоработками. Снаряд даже не сдвинулся со своего места. Электропроводка и краска выгорели, рукоятка досылателя согнута, имелись и другие незначительные повреждения. Все убиты и ранены в результате пожара. Корабль сразу же пошёл полным ходом в Куре, где с него сняли погибших и раненых, и он вскоре вернулся в полигон для выполнения учебных стрельб. Дым разошёлся по постам управления, но возгораний нигде не было.
Из разговора с другими офицерами я определил, что они имеют разные мнения. Некоторые думали, что "повторное возгорание" и послужило причиной взрыва. Последней почтой я получил копию заключительного акта министерства, составленного на несчастный случай на "Джорджии" ("Georgia"), и я думаю при обещании обмена смогу получить официальные акты в деле "Кашима".
Официальный перечень убитых и раненых, которые умерли к 10 часам до полудня 23 сентября, следующий. Офицеры: Убиты на месте главный конструктор артиллерийских орудий Т. Шинохара (Т. Shinohara), практикующий на командной должности курсант С. Хаякава (S. Hayakawa), практикующий на командной должности курсант В. Нишимура( Y. Nishimura), (они были на борту наблюдающими за стрельбой). Умерли в госпитале лейтенант В. Арита (Y. Arita), курсант В. Китаяма (Y. Kitayama), младший лейтенант Р. Фурухара (R. Furuhara), младший лейтенант Т. Шигуё. (Т. Shugyo) Легко ранены младший лейтенант Аказава (Akazama), инженер уполномоченный чиновник Вакамацу (Wakamatsu). Унтер-офицеры и личный состав: убиты на месте 11, умерли в госпитале 16, тяжело ранены (остались в живых) 3, легко ранены 3 Итого: 34 убитых, 8 раненых.
Я был информирован японским военно-морским министерством,что комиссия, назначенная главным командиром военно-морской базы в Куре для расследования несчастного случая загорания заряда коричневого шестиугольного пороха в одной из 10-дюймовых пушек линейного корабля "Кашима" 16 сентября 1907г., свидетельствует, что причиной пожара стало неполное смачивание (зарядной камеры) водой из губки. Таким образом, оставшиеся в зарядной камере остатки от предыдущего выстрела загорелись. Губка, что использовалась, предназначалась для кордита (бездымного пороха), который требовал много меньше воды при смачивании, чем коричневый порох.
Этот факт констатирует, что "повторное возгорание" не имело места. Обмен актами Адмиралтейства о несчастном случае на "Джорджии" и того, что описывает случившееся на "Кашима", должен быть предложен."
* Национальный архив, документ группы 38, запись 98, серия I (1886 - 1939), ящик 1260, дело № 07-672. Взрыв на японском линейном корабле "Кашима" Исходящий X. №112 3 октября 1907 г.