Броненосец "Катори", однотипный с "Кашима", но имеющий незначительные отличия в размерениях, заложили 27 апреля 1904 г. на верфи фирмы Виккерса и Максима в Барроу. Заказ обоих броненосцев, как уже указывалось, последовал одновременно - в декабре 1903 г. (по другим данным, 2 февраля 1904 г., хотя приводится и третья дата - 8 февраля 1904 г.). Их спуск мог бы состояться одновременно, но спуск "Катори" решили отложить до приезда в Англию принца Арисугавы.
Так как работы по постройке продолжались, то на "Катори" ещё до спуска установили всю броню и закончили монтаж барбетов и казематов. Поэтому корпус броненосца при спуске (4 июля 1905 г.) имел водоизмещение 9300 т. В строй корабль вошел почти одновременно с "Кашима", 20 мая 1906 г.
Главные размерения "Катори" были близкими с головным кораблем: длина наибольшая 138,68 м, по ватерлинии 128 м, ширина 23,77 м, высота корпуса 13,41 м, средняя осадка в нормальном грузу 8,23 м, водоизмещение 15950 т. Нормальный запас угля равнялся 750 т, полный 2200 т (по другим данным, 2100 т). Приводятся данные, что указанное увеличение полного запаса угля против 2000 т первоначального давало возможность обоим броненосцам иметь радиус действия 12000 миль при 11-узловой скорости.
Броневая защита "Катори" была в целом аналогичной защите броненосца "Кашима", но в ее описании есть ряд расхождений и интересных подробностей, на которых остановимся подробнее. Главный пояс по ватерлинии имел высоту 2,36 м (из которых 1,6 м ниже ватерлинии). В средней части на длине 73,15 м он имел наибольшую толщину 229 мм, утоньша-ясь к носу до 102 мм и к корме до 63,5 мм. Обшивка под броней утолщалась до 25,4 мм, так что общая толщина металла на этом участке доходила до 88,9 мм. 229-мм бортовая броня замыкалась на обоих окончаниях броневыми траверзами той же толщины, установленными между нижней броневой и средней палубами.
Сравнение ТТД броненосцев "Кашима" и "Катори"Название | "Катори" | "Кашима" | |
---|---|---|---|
Длина между перпендикулярами, м | 128,02 | 129,54 | |
Ширина, м | 23,83 | 23,83 | |
Осадка при нормальном запасе угля, м | 8,23 | 8,08 | |
Водоизмещение, т | 16206 | 16663 | |
Мощность машин, инд. л. с. | 16000 | 15600 | |
Скорость, уз | 18,5 | 18,5 | |
Запас угля, т | нормальный | 750 | 750 |
полный | 2200 | 2150 | |
Артиллерия | 4 х 305/45, 4 х 254/45, 12 x 152/45, 12 х 76, 3 х 47 мм, 6 Максима | 4 х 305/46,7, 4 х 254/46,7, 12 х 152/47, 12 х76, 3 х 47 мм, 6 Максима | |
Котлы | 20 Никлосса | 20 Никлосса |
Калибр, мм | 305 | 254 | 152 | |
---|---|---|---|---|
Длина, мм | общая орудия | 14135,10 | 11800,84 | 7113,79 |
канала ствола | 13716,00 | 11430,00 | 6858,00 | |
Вес | орудия с затвором, т | 57,9 | 35,3 | 7,6 |
снаряда, кг | 385,56 | 226,80 | 45,36 | |
Максимальное давление в каморе, т | 17 | 17 | 17 | |
Начальная скорость снаряда, м/с | 871,73 | 859,54 | 883,92 | |
Кинетическая энергия снаряда, кДж | у дульного среза | 144102,91 | 82408,57 | 17426,26 |
на дистанции 4 мили | 56642,82 | 27469,52 | 2561,63 |
Главная броневая палуба имела наименьшую толщину в горизонтальной части - 51 мм, а на скосах, примыкавших к нижней кромке главного броневого пояса, толщина увеличивалась до 76 мм. В оконечностях же корабля эту палубу изготовили с использованием 63,5-мм плит. Над броневым поясом, расположенным по ватерлинии, находился второй пояс, начинавшийся от форштевня и доходивший до кормового барбета 305-мм орудий. Он имел в средней части корпуса на протяжении 56,39 м толщину 152 мм, а затем утоньшался к носу до 102 мм. Батарейная палуба между носовым барбетом и форштевнем имела толщину 25,4 мм. Со стороны кормы этот пояс замыкался броневым траверзом, средней частью которого являлась одна из стенок кормового барбета.
Над вторым броневым поясом между 305-мм барбетами устанавливалась 152-мм бортовая броня, поднимавшаяся до верхней палубы. Таким образом, как и на "Микаса" с "Кашима", образовывалась батарея для десяти 152-мм орудий, отделённых друг от друга 51-мм траверзами из никелевой стали. Верхняя палуба над этой батареей имела настил из 25,4-мм плит. Выше, в средней части броненосца, размещалась еще одна батарея длиной 22,5 м, защищенная 102-мм броней и имевшая высоту 2,3 м (для двух 152-мм орудий) и крышу из 38-мм плит никелевой стали.
Приводятся данные, что на "Катори" толщина барбетов 305-мм орудий была 254-мм. Барбеты 254-мм орудий имели 152-мм броневую защиту лишь на своих верхних, неприкрытых участках и 51-мм броню в нижних, уже защищённых бортовым поясом частях. Боевая рубка имела 229-мм броню, а кормовая, где размещался управляющий стрельбой, 127-мм. Трубы, в которых размещались электрические кабели, шедшие из рубок, имели толщину соответственно 203 и 102 мм. Вход в боевую рубку "Катори" сделали, как и на английских кораблях, из штурвальной рубки, через люк в броневой крыше.
Состав вооружения "Катори", его размещение и варианты изменения были аналогичными с "Кашима". 305-, 254- и 152-мм орудия броненосца имели длину ствола 45 калибров. Три 47-мм пушки снабжались и шлюпочными станками, а 6 пулемётов Максима также могли быть применены как десантные и шлюпочные. Во время испытаний артиллерии при проверке на скорострельность из 254-мм орудий сделали 5 выстрелов за 128 с и из 152-мм 8 выстрелов за 52 с.
Машины и котлы броненосца также изготавливал завод-строитель корабля. Как и у "Кашима", главные судовые механизмы состояли из двух 4-х цилиндровых машин тройного расширения с диаметрами цилиндров высокого, среднего и низкого давления 901,7; 1422,4; 1600,2 и 1600,2 мм и с ходом поршня 1219,2 м. Наружный диаметр гребного вала равнялся 457 мм, а внутренний 254 мм. Гребные винты были четырехлопастные, диаметром 5,26 м. 20 паровых котлов системы Никлосса размещались в трех изолированных кочегарных отделениях. 5 котлов состояли из 16 секций и 15 котлов из 15 секций (в каждой секции по 24 трубки). Полная поверхность нагрева составляла 4087,7 м2, общая площадь колосниковых решёток - 123,93 м2. Две дымовых трубы имели высоту над уровнем колосниковых решёток 27,43 м. Диаметр передней трубы составил 3,89 м. Кормовая труба имела овальное сечение.
У "Катори" передняя труба оказалась смещенной в корму, а задняя размещалась так же, как и у "Кашима", поэтому расстояние между ними было заметно меньше. Равенство диаметра носовой трубы с большой осью кормовой делало их на виде сбоку одинаковыми.
По сообщению журнала "Engineering", 1 мая 1906 г. закончились морские испытания броненосца "Катори". Контрактом была оговорена 24-часовая проба на расход угля при развитии машинами 4/5 их полной мощности. Проверка эта состоялась 24-25 апреля, и корабль развил среднюю скорость 17,8 узлов. 28 апреля состоялись испытания броненосца на полном ходу. Согласно контракту, корабль должен был идти этим ходом в течение 8 часов. В среднем за четыре пробега получилась скорость хода в 20,2 узла при 130 оборотах винтов в мин.
Начало первой мировой войны "Катори" встретил на судоремонтном заводе в Йокосука, где он простоял до 1915 г. Потом броненосец перешел в Майдзуру для перевооружения новыми артиллерийскими орудиями, которое продлилось на весь 1915 г. и затянулось до конца 1916 г. В 1917 г. корабль входил в состав 2-й эскадры, затем он стал флагманом 5-й эскадры в 1917-18 гг., а в конце 1918 г. флагманским кораблем главнокомандующего японскими экспедиционными силами в Николаевске.
В 1921 г. "Катори" совместно с "Кашима" совершил дальний учебный поход вокруг Европы, выйдя из базы в марте и придя на Мальту 24-26 апреля. Броненосец разоружили по условиям Вашингтонского договора в 1922 г. Его крупнокалиберные орудия и броню сняли на военно-морской верфи в Майдзуру, а окончательную разборку "Катори" закончили там же 29 января 1925 г.