Остальные шесть броненосцев описываемого периода Япония строила собственными силами на своих верфях. Первым из них оказался броненосный крейсер "Цукуба", заложенный во исполнение третьего закона о флоте от 1903 г. еще до Цусимского сражения на верфи в Куре 14 января 1905 г. Спущенный на воду уже после окончания войны с Россией 26 декабря 1905 г. и вошедший в строй 14 января 1907 г., он оказался внесенным в программу уже 1907 г. Сам факт начала работ по постройке в Куре однотипных крейсеров "Цукуба" и "Икома" красноречиво показывал, что Япония начала строить корабли водоизмещением от 15000 до 20000 т на тех же стапелях, которые до тех пор служили лишь для постройки крейсеров 2 ранга.
Корабль имел следующие основные размерения: длину наибольшую 144,8 м, по ватерлинии 137,2 м, ширину 22,8 м, среднюю осадку 7,95 м, нормальное водоизмещение 13750 т (по другим данным, 12500), полное 15400 т (по другим данным, 15150). Нормальный запас угля составлял 600 т, полный 1700 т, которого, хватило бы для прохождения 4500-5000 миль 10-узловым экономическим ходом.
Он оказался заметно длиннее "Микаса", но немного уже, а его осадка оказалась несколько меньше. Впервые в японском флоте корабль лишился традиционного тарана, получив красивую и практичную носовую оконечность, имевшую бросавшуюся в глаза клиперскую форму собственного японского стиля (в русских изданиях на рисунках был показан красивый клиперский нос с бушпритом), позаимствованную от славных парусных времен. Впервые для японских броненосцев он имел полубак, продолжившийся навесной палубой на две трети длины корпуса. В итоге башни главного калибра оказались на разных уровнях.
Две круглые в плане дымовые трубы, два боковых киля в средней части корпуса длиной немногим более его трети, срезанные дейдвуды (прочно вписавшиеся в корпуса японских броненосцев) и противоторпедные сети заканчивают описание внешнего вида "Цукуба". Форма и обводы корпуса, а также заметно более высокая, чем у броненосцев скорость и более слабое бронирование давали возможность отнести этот корабль к классу броненосных крейсеров, если бы не его мощное вооружение.
Обращали на себя внимание две мачты, изначально лишенные громоздких боевых марсов с малокалиберной артиллерией и имевшие лишь марсы небольших размеров с прожекторами и большим числом для тех времен дальномеров Барра и Струда (целых пять!): один - на прожекторном фор-марсе, два - на носовом мостике и ещё два - в соответствующих местах кормового мостика. Боевые рубки имели обычную для японских кораблей малую величину.
В итоге получился заложенный в военную пору с целью достижения скоростного превосходства, сочетавший в себе хорошие мореходные качества, 7-дюймовый броневой пояс и в то же самое время вооружённый 305-мм орудиями, гибридный корабль. "Цукуба" практически не имел каких-либо аналогов в других флотах, разве что, возможно, оказался близок к итальянским кораблям типа "Витторио Эммануэле" ("Vittorio Emmanuele", 1901 г., 12497/ 13747 т, вооружение: 2 305/40, 12 203/45, 16 76/40 орудий и 2 450-мм торпедных аппарата). Подобно многим другим экспериментальным и спроектированным в этот период броненосцам, он вошел в строй в тени "Дредноута".
"Цукуба" был забронирован по примеру "Микаса". Полный по ватерлинии броневой пояс из стали (обработанной по методу Круппа) имел толщину в средней части 178 мм, утоньшаясь к оконечностям до 102 мм. Выше главного пояса между башнями главного калибра находился еще один, толщиной 127 мм, поднимавшийся до верхней палубы и защищавший 152-мм орудия батарейной палубы. Имелись и противоосколочные поперечные и две продольные стальные переборки (как и на "Микаса"). По углам цитадели на верхней палубе находились четыре каземата, прикрывавшие 152-мм пушки, с толщиной наружной брони 127 мм. Броневая палуба на горизонтальном участке толщиной 51 мм имела к бортам 76-мм скосы, а в оконечностях была уже традиционно карапасной. Толщина брони барбетов и башен на броненосце оказалась одинаковой с поясной - 178 мм. Носовая рубка имела защиту толщиной 203 мм, а кормовая - 152.
Первоначальное артиллерийское вооружение "Цукуба" состояло из 4 305-мм (сорокапятикалиберных в двух башнях по оконечностям), 12 152-мм (сорокапятикалиберных) на батарейной палубе (восемь) и в казематах (четыре). К противоминной артиллерии относились 12 120-мм (пятидесятикалиберных противоминных), установленных за щитами на навесной палубе на крышах казематов, в батарее на верхней палубе, между броневыми казематами, в носовой оконечности, на жилой (батарейной) палубе в кормовой оконечности, 2 76-мм, 4 47-мм (по другим данным, восемь), 4 40-мм орудий. Обращает на себя внимание увеличение противоминного калибра с 76 до 120 мм и, как следствие этого, большой удельный вес 120-мм орудий в вооружении корабля.
Надводная часть борта от уровня батарейной палубы в оконечностях имела срезы, обеспечивавшие хотя бы теоретическую возможность восьми цитадельным казематным пушкам вести огонь вдоль диаметральной плоскости. Углы обстрела башен главного калибра были по 270°, орудий в углах цитадели по 150°, а в середине по 120°. Один носовой и два бортовых подводных 457-мм торпедных аппарата (по другим данным, пять) завершали вооружение корабля. По другим данным, он имел один надводный кормовой и два подводных траверзных аппарата.
Две вертикальные поршневые машины тройного расширения общей мощностью 20500 л.с. (по другим данным, 21000) работали на два вала (обеспечивались паром от 20 водотрубных котлов системы Майбара с трубками малого диаметра) позволяли развивать скорость до 22 узлов (по другим данным, 20,5 узла при мощности механизмов 20736 л. с.). Экипаж "Цукуба" и однотипного с ним "Икома" составлял от 820 до 879 человек (по другим данным, 817).
В ноябре 1906 г. прошли испытания нового японского броненосного крейсера, на которых он развил скорость хода, доходившую до 21,6 узла. Но время в течение которого эту скорость смогли удерживать, осталось неизвестным. Во время испытаний крупнокалиберные орудия на корабле установлены ещё не были (вероятнее всего, что на корабле не поставили артиллерию). Интересно мнение, опубликованное в "Морском сборнике" за 1906 год, что в Японии, видимо, уже разуверились в лишенные почти всякого практического значения высокие скорости, полученные на пробах. Видно, промышленность всех стран в решении этого вопроса была едина и ухитрялась сдавать флоту корабли с заданными ТТД, которые при эксплуатации не всегда подтверждались.
До 1912г. "Цукуба" относился к рангу броненосных крейсеров 1 класса, а потом стал числиться линейным крейсером. В августе 1914г. он входил в состав первой постоянной эскадры, в ноябре 1914 г. назначался для поиска эскадры Шпее вместе с броненосными крейсерами "Курама" и "Асама" из состава первой крейсерской эскадры под командованием адмирала Ямата. Корабль совершил переход из Йокосука к Суве, о-ва Фиджи, где 2 декабря 1914г. они встретились с броненосным крейсером "Икома", пришедшим из Куре.
Будучи в 1916 г. артиллерийским и торпедным учебным кораблем, приписанным к базе в Йокосука, "Цукуба" погиб в этой гавани от взрыва носовых артиллерийских погребов 14 января 1917 г. От взрыва крейсер переломился на две части в районе носовой башни, но лег на грунт на ровном киле, уйдя под воду до верхней палубы. В дальнейшем обломки корабля подняли, чтобы освободить место, и разобрали на металл.