В 1914 г. было еще очень рискованно бросать вызов Великобритании. В случае с Германией, не имевшей на дальневосточном театре крупных морских сил, дело оказалось значительно проще. Выступив на стороне "защитников мира и цивилизации", во время первой мировой войны Япония в кратчайшие сроки организовала и провела необходимые ей операции против германской военно-морской базы Циндао с одновременной оккупацией значительной части китайской провинции Шаньдун.
Германия имела перед войной вне европейских вод следующие силы: на Дальнем Востоке эскадру под командованием адмирала Шпее: однотипные броненосные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау", лёгкие крейсера "Эмден", "Дрезден", "Нюрнберг", "Лейпциг" и несколько устаревших кораблей. Крейсерские силы должны были действовать на океанских коммуникациях Великобритании и, по возможности, отвлекать на защиту британских морских путей часть неприятельских сил с главного театра военных действий. Управление действиями крейсеров велось по радио через Циндао и другие германские колонии. После предъявления ультиматума о передаче арендуемой у Китая территории Кяочао, который немцы отвергли, Япония 23 августа 1914 г. объявила войну Германии.
25 августа Австро-Венгрия объявила войну Японии. Циндао, расположенный в бухте Кяочао, был административным центром территории Кяочао, торговым портом и военно-морской базой германской тихоокеанской эскадры. Железнодорожной магистралью на Цзинань Циндао сообщался с сетью железных дорог Китая. Операция по его захвату оказалась единственной японской военной акцией на Дальнем Востоке, так как борьба на океанских путях с эскадрой адмирала Шпее, ушедшей, как позднее выяснилось, к берегам Америки, выпала на долю англичан. В итоге, этой одной успешной боевой операцией Японии удалось захватить большую часть одной из богатейших китайских провинций с железными дорогами и угольными шахтами и одновременно приобрести на азиатском материке прекрасно оборудованную военно-морскую базу, контролирующую морские пути Желтого моря и замыкающую всю систему баз, расположенных на островах Японского архипелага и на острове Формоза.
Губернатор Кяочао, капитан 1 ранга Мейер-Вальдек, связанный через пекинское посольство с Берлином, объявил мобилизацию германских подданных, находившихся на Дальнем Востоке, 1 августа, в день объявления Германией войны России. В это время корабли эскадры адмирала фон Шпее были на Каролинских островах (крейсер "Нюрнберг" шел к ним на соединение, выйдя из Гонолулу 27 июля, "Лейпциг" стоял в Мексике). Накануне ночью вышел в свой первый рейд крейсер "Эмден". 6 августа "Эмден" возвратился с первой добычей - пароходом Русского Добровольного флота "Рязань". В Циндао стоял только старый австрийский бронепалубный крейсер "Кайзерин Элизабет" и канонерские лодки.
К первому августа британские корабли уже вышли в море по направлению к Циндао и начали концентрироваться возле германской базы. А четвертого августа телеграф принес немцам весть о вступлении Великобритании в войну. Мейер-Вальдек осуществил развертывание своих сил исходя из худшего варианта и закончил его 21 августа, упредив своих противников. Япония взяла на себя охрану британских морских коммуникаций раньше истечения срока японского ультиматума Германии, который кончался только 23 августа. Но уже 8 августа из Японии вышли две флотилии миноносцев для скрытного наблюдения за передвижением германских кораблей. Пока японские дипломаты всеми силами умело маскировали подготовку своей страны к решительным действиям.
Но и тянуть не следовало - нельзя было оставлять англичанам столь лакомый кусочек. Наконец 15 августа японское правительство предъявило Германии ультиматум со следующими требованиями: 1) немедленно отозвать из японских и китайских вод все военные корабли и вооруженные суда, разоружив те из них, которые не могут быть отозваны, 2) передать японским властям не позже 15 сентября 1914 г. всю арендованную территорию Кяочао без всяких условий и компенсаций. В последнем абзаце обращалось внимание на то, что если к полудню 23 августа на ультиматум не будет получен ответ с "безоговорочным принятием преподанных советов, то японское правительство вынуждено будет принять меры, соответствующие создавшемуся положению."
16 августа в Японии издали приказ о мобилизации 18-ой пехотной дивизии, и с этого момента началась общая подготовка к операции против Циндао. 18 августа Мейер-Вальдек по телеграфу доложил своему монарху, что крепость будет держаться до последней возможности. 22 августа германское правительство отозвало своего посланника из Японии. И в тот же день германские береговые батареи впервые открыли огонь по английским блокирующим кораблям. Вечером от кайзера пришел ответ: "Бог защитит вас в предстоящей тяжелой борьбе. Мысленно с вами. Вильгельм." По стилю очень похоже на Николая II.
23 августа, по истечении срока ультиматума, в Токио было собрано экстренное заседание совета министров, и в 17 часов 50 минут того же вечера был опубликован манифест, подписанный императором, об объявлении войны Германии. 25 августа австрийское правительство объявило войну Японии и тем самым дало возможность крейсеру "Кайзерин Элизабет" принять участие в обороне Циндао.
После недолгих переговоров Великобритании, Франции и Японии, примерно_к 20 августа, союзники разработали план совместного использования морских сил на дальневосточном театре. Но уже к 20 августа, до разработки союзного плана и истечения срока ультиматума, вторая японская эскадра совместно с англичанами установила наблюдение за морскими подходами к германской базе. В итоге к 26 августа японский флот разворачивался следующим образом: первая эскадра для защиты морских путей крейсирует к северу от Шанхая, вторая эскадра действует против Циндао, третья (7 крейсеров) занята обеспечением безопасности в районе между Шанхаем и Гонконгом, крейсера "Ибуки" и "Тикума" входят в состав эскадры адмирала Джеррама.
Специально формировавшейся 2-й эскадре были поставлены задачи по несению морской блокады германской базы, прикрытию морских перевозок и мест высадки экспедиционных частей, артиллерийской поддержке флангов армейских частей. И в соответствии с этими задачами к 27 августа эскадра была окончательно сформирована в следующем составе: 1-я дивизия линейных кораблей: "Суво" (флагман, модернизированный в 1908-1909 гг.), "Танго", "Ивами"; 2-я дивизия броненосцев береговой обороны: "Окиношима", "Мишима"; 3-я дивизия броненосных крейсеров: "Ивате", "Токива", "Якумо" с командиром дивизии контр-адмиралом Тоцинаем; 4-я дивизия крейсеров и канонерских лодок под командованием контрадмирала Камимуры, состоявшая из крейсеров "Читосе" (флагман), "Чиода", "Акицусима", "Могами" канлодок "Сага" и "Удзи" и отряда кораблей особого назначения.
Командующим второй эскадрой был назначен вице-адмирал Садакичи Като 2-й. К японской эскадре присоединились английские линкор "Триумф" ("Triumph", 1903 г.) и эсминец "Кеннет", для придания операции статуса коалиционной, да и заодно для наблюдений за действиями и оценки боевой выучки союзников. Кстати, когда японские пехотные части сломили сопротивление неприятеля, англичане успели водрузить на здании артиллерийского депо флаг Святого Георга, который был вскоре спущен по настоянию возмущенных японцев.
В итоге, против морского фронта крепости Циндао, крейсера "Кайзерин Элизабет", модернизированного в 1906 г., четырех канлодок "Ягуар", "Ильтис", "Тигер" и "Лукс", двух миноносцев "S-90" и "Таку" японский флот выставил 39 вымпелов, не считая тральщиков, плавбаз и транспортов. Эта эскадра имела артиллерию из 193 орудий (8 305-мм, 11 254-мм, 22 203-мм, 14 190-мм, 78 152-мм, 56 120-мм) против восьми шестидюймовок на "Кайзерин Элизабет". И на суше и на море Япония создала такой количественный и качественный перевес сил, что неуспех при самом неблагоприятном стечении обстоятельств исключался.
Интересно, что основное ядро эскадры, корабли которого должны были вести бой с береговыми батареями и маневрировать в районах с минной опасностью, было составлено исключительно из трофейных кораблей, восстановленных после русско-японской войны, уже устаревших и непригодных для морского боя, тогда как немцы использовали на батареях орудия, взятые ими под Парижем и Чифу. Остальной состав эскадры определялся задачами несения блокады с таким расчетом, чтобы при встрече кораблей одноименных классов каждый отдельный японский корабль был сильнее германского.
Командующий блокадным флотом вице-адмирал С. Като не был подчинен во всех отношениях генерал-лейтенанту Митсуомо Камио, командующему экспедиционным корпусом, несмотря на то что главной задачей 2-й эскадры было содействие экспедиционной армии. По всем принципиальным вопросам генерал и адмирал самостоятельно выходили на связь с Токио.
Когда 2-я эскадра установила блокаду германской базы и понадобилось одновременно обеспечение войсковых перевозок на два направления: Лункоу и Лаошань, 1-я эскадра под командованием вице-адмирала Тохинаи взяла на себя часть конвойных задач, и только 29 сентября его эскадра ушла в корейские воды. Для англичан, занятых на других морских театрах, эта операция была явно второстепенной. По свидетельству официального историка британского флота Ю. Корбетта, подготовка английского военно-морского флота к этой операции свелась к снаряжению линкора "Триумф", который еще 28 июля стоял в доке Гонконга без команды.
Первый, правда, неудачный, бой на море провели все-таки не японцы, а англичане: миноносец "Кеннет", находясь в составе отряда из 15 миноносцев, атаковал германский дозорный миноносец "S-90", который прикрывал работу минного заградителя "Лаутинг". Хотя немецкий корабль был слабее соперника, он в начале боя добился попаданий, чем англичане похвастаться не смогли. При вхождении обоих кораблей в зону огня береговах батарей раздались залпы с форта Хуйцянь, и "Кеннет", прекратив преследование, вышел из боя. Немцы, и ранее ожидавшие внезапного нападения на крепость, после боя эсминцев сразу решили, что 23 августа станет долгожданным днем атаки крепости с моря, и привели её в полную боевую готовность. Но лишь 27 августа после 19 часов сначала дозорные корабли, а позже и гарнизон впервые увидели на горизонте силуэты 4-х больших кораблей 2-й японской эскадры в сопровождении флотилии миноносцев.
Так как губернатор Кяочао отказался принять парламентеров, вице-адмирал Като объявил блокаду по радиотелеграфу, имея 37 кораблей на 27 миль объявленной охраняемой границы. Он опасался не только прорыва немецких кораблей из осажденного Циндао, но и возможной атаки крейсеров эскадры адмирала Шпее со стороны моря. Для опасений основания были: "Шарнхорст" и "Гнейзенау", корабли сравнительно молодые, обладавшие сильной артиллерией и более высокой скоростью, могли оказаться очень опасными противниками для любого из линкоров его эскадры.
Корабли блокирующего флота несли постоянный дозор на трех линиях наблюдения: миноносной, крейсерской и линейных кораблей, наблюдая за выходом из базы и районом, к ней прилегающим. По дневному и ночному вариантам несения дозора число задействованных кораблей менялось в зависимости от обстановки. Линкоры и броненосные крейсера попеременно обслуживали третью, последнюю линию блокады, проходившую по дуге радиусом около 18 миль от входа в бухту и имевшую общую протяженность около 45 миль.
Расстояние между линиями было около 3-5 миль. Днем на этой линии обычно дежурили два корабля, а ночью их число увеличивалось до четырех. Примечательно, что, в отличие от эсминцев и крейсеров, большие корабли, служившие в этом случае для поддержки кораблей первых двух линий, ночью маневрировали не вдоль блокадной линии, а перпендикулярно к ней для уменьшения вероятности встречи с прорывающимся из Циндао противником, если он смог незамеченным пройти первые две линии. Японцы очень старались беречь крупные корабли от ночных встреч с миноносцами, имея богатый опыт своих маневров и предыдущих морских войн с Китаем и Россией.
Базой блокирующему флоту стала служить бухта Ляошань (Родзан), а линкоры и броненосные крейсера днём преимущественно отстаивались у островов Дагундао и Чжаляньдао. Учитывая повышенные степени готовности при стоянках на необорудованных рейдах, это было большим напряжением для старых линкоров и их экипажей. Японцы, видимо, смогли достаточно точно спрогнозировать срок всей операции, протекавшей 2,5 месяца, с 27 августа по 7 ноября, и максимально эффективно использовать свои силы. С исключительно высоким напряжением работали японские тральщики, в основном переоборудованные из старых номерных миноносцев и понесшие существенные потери. В прикрытии высадки трех эшелонов десанта броненосцы участия не принимали.
Первый обстрел крепости с моря был произведен 28 сентября для поддержки наступавших на левом фланге японских частей и прикрытия высадки десанта в бухте Лао-Шанькоу (Шацзыкоу). В бомбардировке принимали участие все три линкора первой дивизии во главе с флагманским "Суво" и линкор "Триумф".
Обстрел начался в 7 часов утра. Исходная точка для маневрирования находилась в 3 милях южнее о. Шидао. Корабли сделали два боевых галса по пологой дуге, выгнутой в сторону противника. Объектом стрельбы стали три батареи на горе Ильтис. Вполне понятное нежелание попасть в зону обстрела береговых батарей определило выбор дистанции в 54-75 каб. Корректировал по радио огонь линкоров крейсер "Тоне", находившийся у о. Дагундао. В результате обстрела повреждений германские батареи не получили, мало того, немцы отметили большой процент неразорвавшихся снарядов, а союзники же в свою очередь оценили первую бомбардировку на "хорошо". В последующих обстрелах крепости обычно участвовали два или три корабля во главе с флагманом эскадры. Почти всегда обстрел приурочивался к очередному наступлению осадной армии на левом фланге. Главными объектами для обстрела с моря служили долговременные батареи на горах Ильтис, Бисмарк и форт №1 (Сиотанзан), а батареи морского фронта только изредка - японская эскадра рисковать кораблями и экипажами ради штурма крепости с моря не собиралась, хотя силы для этого имела.
Условия первого обстрела укреплений Циндао 28 сентября 1914 г.№ галса | Условия освещенности | Дистанция, каб. | ||
---|---|---|---|---|
открытия огня | максимального сближения | прекращения огня | ||
1 | неудовлетворительные | 64,8 | 59,5 | 70,4 |
2 | хорошие | 65,2 | 54,3 | 75,5 |
Название корабля | Калибр орудий, мм | Число выстрелов | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
305 | 254 | 203 | 190 | 152 | ||
"Суво" | - | 39 | - | - | - | 39 |
"Ивами" | 20 | - | 9 | - | - | 29 |
"Танго" | 13 | - | - | - | 1 | 14 |
"Триумф" | - | 32 | - | 34 | - | 66 |
Итого выстрелов | 33 | 71 | 9 | 34 | 1 | 148 |
Обстрел велся почти всегда с двух участков, первый раз протраленных соответственно 12 и 18 сентября, при средних дистанциях в 70-80 каб., колебавшихся в зависимости от условий видимости. Наибольшая из отмеченных дистанций была около 85 каб. Ближе 70 каб. стреляющие корабли старались к берегу не подходить из опасения подвергнуться обстрелу береговых батарей, особенно после попадания в "Триумф" 14 октября с форта Хуйцянь, при котором накрытие получилось с дистанции в 76 каб. Каждый раз перед выходом больших кораблей на боевое задание район последовательно обследовался тральщиками, из чего видно, что японцы учли урок, преподанный русским заградителем "Амур" чуть более десяти лет назад и приведший к гибели "Хатсусе" и "Яшима". При этом для обозначения протраленного участка по внешней ближней к берегу его кромке выставлялись тральщиками вешки, служившие линкорам ориентирами при маневрировании во время обстрела береговых позиций немцев. Обстрел производился только в дневное время.
"Триумф" и здесь отличился, один раз произведя ночную стрельбу. Методически стрельбы друг от друга не отличались - всегда на постоянном курсе и только одним бортом. После нескольких пристрелочных выстрелов (1 выстрел в 2 мин.) велась стрельба на поражение не более как из 2-х или 4-х орудий со скоростью 3-4 выстрела в мин. К концу галса стрелявший корабль отворачивал независимо от результатов. Ход при стрельбе держался 8-12 узлов.
На обратном галсе стрельба не производилась и при необходимости продолжить стрельбу все маневрирование повторялось сначала. Японцы уже имели опыт боевой стрельбы кораблями по береговым целям и знали о её низкой результативности по собственным данным в двух войнах. Все, что могло обезопасить эту операцию и повысить её эффективность без усложнения, они применили, а рисковать без надобности кораблями или увеличивать расход боеприпасов не желали. Эти обстрелы имели в большей степени характер моральной поддержки своих сухопутных войск, а с разрушением береговых укреплений справлялась установленная на суше японская осадная артиллерия.
Корректировка огня, помимо прямого наблюдения со стреляющего корабля, велась с берегового корректировочного поста или с одного из крейсеров, специально выделяемого для этой цели, что еще было отработано при обстрелах Порт-Артура. После захвата горы Принца Генриха береговой корректировочный пост установили на высоте 330 м, что обеспечивало хорошее наблюдение германской передовой линии, первых трёх фортов и восточных скатов гор Ильтис и Бисмарк, по которым чаще всего стреляли корабли. Пост имел телефонную линию до полевой радиостанции, связанную со стрелявшим кораблём.
Как сообщал русский помощник морского атташе старший лейтенант Нилендер, " ... на передачу с морского наблюдательного пункта на суда, ведущие бомбардировку, требовалось не более 1 мин., что соответствует темпу пристрелочной стрельбы". Возможно, реальные скорости стрельбы, выработки и передачи данных были ниже - торопиться было некуда.
В двух случаях наблюдение за стрельбой по форту Хуйцянь вёл японский гидросамолет, но он, увы, не имел бортовой радиостанции, поэтому результаты стрельбы корабли получали только по его возвращении из полёта. Интенсивность артиллерийской поддержки кораблями флота сухопутных частей и, как следствие, напряжение их использования при решении этой задачи были весьма высокими.
Учитывая, что те же самые корабли непрерывно продолжали нести блокадную службу, их деятельность следует признать очень интенсивной. По сообщению французского подполковника Мореля, наблюдавшего за всей операцией, японскими кораблями было выпущено по крепости 1800 т металла. По другим сообщениям (В. Smith), за время осады японский флот выпустил по крепости 2000 снарядов калибром свыше 190 мм. Возможно, эти цифры преувеличены. В результате пятнадцати дней бомбардировки, в течение которой стрельба производилась в большинстве случаев по несколько раз в день, что составляло около 40-50 обстрелов преимущественно орудиями калибром 254 и 305 мм, крепости нанесли следующий урон: разбито одно орудие на батарее Ильтис и два на батарее Бисмарк, форт Хуйцянь получил одно попадание.
Кроме выявленного материального ущерба, огонь с моря заставлял замолкать германские батареи на длительные промежутки времени, крайне необходимые для маневра японских сухопутных частей. Немцы при обстрелах чаще всего прятали личный состав орудий в укрытиях, не желая рисковать людьми. Вскоре после начала осады они стали испытывать и недостаток в боеприпасах. Кроме того, морской артиллерией были причинены значительные разрушения дорогам, траншеям и прочим сооружениям. Угроза обстрелов с моря держала в постоянном напряжении личный состав Циндао. Японцы, сберегая корабли и ведя огонь на предельных дистанциях, прерывали его, как только ответный огонь грозил накрытием. По некоторым данным (В. Smith), японские линкоры и "Триумф" при стрельбе создавали крен до 5" для увеличения дальности своей стрельбы и чтобы не попасть в зону огня фортов Хуйцянь и Сяонива.
За все время операции атакующий флот только раз понес потери от береговой артиллерии, когда 14 октября, отвечая на огонь линкора "Триумф", батарея Хуйцянь на дистанции 76 каб. добилась одного попадания 240-мм снаряда, убившего одного и ранившего двух человек. Были повреждены формарс и палуба. Повреждения устранили только через две недели. В итоге, флот выполнял бомбардировки в точном соответствии с основным планом, по которому корабельная артиллерия должна была только оказать непосредственную поддержку сухопутным частям левого фланга. Никаких попыток решительных самостоятельных атак корабли не предпринимали. Батареи крепости, не мешавшие выполнению частных тактических задач флота, не обстреливались вовсе, в чём выражалась целесообразная последовательность в выполнении генерального плана.
Японцы не желали подвергать какому-либо риску даже старые корабли, имея при этом очень благоприятные условия, т.к. ни подводные лодки, ни авиация противника им не угрожали и у немцев был явный недостаток снарядов. Единственный германский самолет типа "Таубе" старшего лётчика капитан-лейтенанта Плюшова использовался в основном для разведки с максимальным напряжением сил авиатора. При его попытках бомбить японские тральщики самодельными бомбами имели место попадания, сопровождавшиеся частыми отказами. А вот для уничтожения ангара так досаждавшего им самолета японцы неоднократно привлекали и корабли флота и осадные батареи. Но все оказалось безрезультатным.
Методы и приёмы стрельбы по берегу в 1914 г. в японском флоте практически не изменились за 10 лет со времён русско-японской войны. Последний обстрел крепости ничем не отличался по методу маневрирования и стрельбы от первого, и не только дистанции и румбы, но и моменты открытия огня повторялись. Большие корабли использовались очень напряжённо, выполняя огневую поддержку сухопутных частей и совмещая её с непрерывной дозорной службой. Только за октябрь "Суво" имел 7 выходов на стельбу, "Танго" - 5, "Окиношима" - 5, "Ивами" - 2. Так как маневрирование для занятия огневой позиции и ухода с нее при большинстве стрельб отнимало от 7 до 7,5 часов, это даёт от 50 ("Суво") до 15 ("Ивами") ходовых часов в месяц, то есть в среднем 35 часов или 1,5 ходовых суток на каждый корабль. В то время как блокадная служба уже отвлекала их на 11 ходовых суток. Корабли эскадры Шпее не пытались деблокировать крепость с моря, не имея для этого достаточных сил, да и смысла в том, чтобы загнать крейсера в эту ловушку не было: крепость была изначально обречена, все остававшиеся в ней корабли затопили в последние дни осады.
На первом этапе осады (29 сентября - 18 октября) флот только три раза вёл обстрел крепости. После установки морских дальнобойных батарей на правом фланге осадной армии немцы лишились возможности использовать миноносец "S-90" для артиллерийской поддержки левого фланга крепости. От торпедной атаки японских линкоров во время обстрела ими крепости германское командование отказалось, т.к. шансов на успех дневной атаки одним миноносцем не было.
Командир "S-90" капитан-лейтенант Брун-нер в середине сентября получил приказ, в котором ему предписывалось ночью выйти незамеченным из гавани, пройти сквозь 1-ю блокадную линию, атаковать один из дозорных броненосцев неприятеля, прорваться в Жёлтое море, после чего в одном из нейтральных портов пополнить запасы топлива и снова атаковать блокирующие силы с моря. Приказ удалось выполнить наполовину. 17 октября с наступлением темноты при свежей погоде "S-90" малым ходом вышел из гавани, прошёл линию, соединяющую острова Дагундао и Ляньдао, повернул на юг, успешно разошёлся с японскими дозорными эсминцами 1-й блокадной линии, повернул на восток и дал средний ход, надеясь встретить кого-нибудь из японских линкоров, несших ночной дозор.
В 23 час. 30 мин Бруннер повернул корабль на обратный курс с тем, чтобы к утру успеть вернуться в гавань, если не удастся встретиться с неприятелем. 18 октября в 00 час. 15 мин. при дальности видимости в 20 каб. с эсминца был замечен силуэт большого корабля, идущего на юг. По двум мачтам и одной трубе командир эсминца решил, что это один из броненосцев береговой обороны "Мишима" или "Окиношима", хотя эти корабли имели по две трубы каждый. Зайдя к югу, "S-90" с дистанции 900 м дал самый полный ход и пошёл в атаку, на дистанции 500 м он отвернул на боевой курс и дал последовательный трёх-торпедный залп с интервалом в 10 секунд (дистанция в момент выпуска последней торпеды была около 300 м). Все три торпеды попали, угол встречи, по оценкам Брукнера, был 100°. Только после выпуска первой торпеды на японском корабле раздался сигнал тревоги, очевидно, вспышка от выстрела была замечена, но на отражение атаки или уклонение от торпед времени не оставалось.
После попадания последней торпеды раздался сильный взрыв, который буквально разорвал корабль на две части. Осколки упали на палубу и прожектор германского эсминца, а зарево от взрыва было видно, по японским сообщениям, на 20 миль. Корабль затонул почти мгновенно, погибли 23 офицера (в т. ч. командир), 5 кондукторов и 243 человека команды. Увы, это оказался вовсе не линкор, а старый крейсер "Такачихо", носивший на себе боезапас эсминцев, а по некоторым данным, и мины. Он в эту ночь совместно с канонерской лодкой "Сага" нёс дозорную службу на второй блокадной линии.
Так что японская предосторожность, предписывавшая линкорам, в отличие от других кораблей, ходить перпендикулярно своей дозорной линии, себя оправдала. После атаки германский миноносец повернул на юг, продолжая идти полным ходом, т. к. командир считал прорыв обратно в базу невозможным. Согласно приказу он и должен был так поступить. После поворота на SW он разошелся с японским крейсером, который шел с включенными прожекторами, но, имея еще две торпеды, попытки атаковать не сделал. Утром 19 сентября "S-90" оказался полузатопленным, со взорванной носовой частью, у мыса Тацир в 60 милях южнее Циндао.
Погони не было. Лишь днем японские миноносцы высадили на корабль призовую партию и подняли на остатках корпуса флаг страны Восходящего Солнца, чем вызвали протест китайского правительства. Так как обломки корпуса миноносца никакой ценности не представляли, то флаг спустили. Немцы утверждали, что командир утопил свой корабль, опасаясь погони, а американцы, что эсминец, идя в предрассветной мгле вдоль берега большим ходом, налетел на камни из-за навигационной ошибки. Это более похоже на истину, ведь топлива на нём оставалось еще достаточно.
Второй этап осады продолжался с 18 до 30 октября. Имея возможность уничтожить верфь и судоремонтные мастерские, японцы этого не делали, стараясь получить военно-морскую базу целой и невредимой. За время третьего этапа (31 октября-7 ноября) 2-я эскадра интенсивно поддерживала общую бомбардировку с морского направления; почти ежедневно, если позволяла погода, большие корабли выходили на обстрел. Район маневрирования при этом избрали между полуостровом Хайси и группой островов Чжуныианьдао, чтобы поражать береговые батареи с фланга, а пехотные укрепления и батареи Ильтис с тыла. Предварительно этот район протралили. За пять последних дней обстрела флот выпустил по крепости 180 305-мм, 408 254-мм, 107 203-мм, 190 120-мм снарядов (всего 815).
Главными целями для корабельной артиллерии служили форт Хуйцянь и пехотное укрепление № 1. Отдельные стрельбы проводились по батареям Сяонива и Ильтис. Отмечено одно прямое попадание в тыльную часть купола 240-мм установки форта Хуйцянь в момент, когда она была повернута для стрельбы по сухопутному участку фронта. В результате этого попадания вся прислуга погибла, а установку разрушило. Бомбардировками с моря продолжали разрушаться дороги и средства связи.
Японские линкоры по-прежнему вели огонь с предельных дистанций, несмотря на то что берег отвечал уже редко, мины были вытралены, подводных лодок не было, а единственный самолет их не атаковал (на нейтральную территорию Плюшов улетел по приказу коменданта 6 ноября, накануне сдачи крепости). К 6 ноября почти весь артиллерийский боезапас крепости был исчерпан. В ночь с 1 на 2 ноября крейсер "Кайзерин Элизабет" вывели в бухту на глубину 45-55 м и взорвали в одной миле на W от маяка Юной, где уже лежали "Тигр", "Ильтис","Лукс" и "Корморан". В следующую ночь на том же месте была затоплена канонерская лодка "Ягуар", последний из действующих кораблей. 7 ноября германцы выбросили белый флаг и крепость пала.
На переговоры об условиях сдачи японцы прибыли с уже заготовленным текстом, а содержание протокола почти в точности повторяло условия сдачи Порт-Артура. В итоге японский флот потерял 23 офицера убитыми и 1 раненым, 261 нижнего чина убитыми и 31 ранеными; у англичан 1 офицер был ранен, 3 нижних чина убито и 4 ранено. Как видим, основные потери союзными флотами понесены при гибели "Такачихо". В результате этой операции Япония устранила с Дальнего Востока одного из конкурентов, оккупировала одну из самых богатых китайских провинций, приобрела новую военно-морскую базу, лишив тем самым Германию опорного пункта для морской войны с союзниками, снова убедив своё население в оправданности расходов на нужды военно-морского флота.
Но 4 февраля 1927 г. в Вашингтоне под давлением представителей США между Японией и Китаем был подписан договор о возвращении Китаю территории Кяочао, по которому Китай получал обратно свои владения при условии возмещения стоимости германских предприятий и последующих вложений в них со стороны Японии, которые были незначительны - японцы с самого начала не были уверены в возможности удержания за собой нового приобретения. Крепость не восстанавливалась. Американцы мирным путем сократили боевые возможности будущих вероятных противников, и Японии пришлось покинуть Циндао.
Сильной стороной японского флота, проявившейся в этой операции, был высокий коэффициент напряжения при его использовании. Японское командование берегло корабли от повреждений и гибели, напряжённо используя людей и механизмы. Как и в прежних войнах с Китаем и Россией, они успешно решили вопросы стоянки кораблей, имевших повышенные степени готовности механизмов и вооружения, на незащищенных рейдах, ремонта материальной части и погрузки топлива, боезапаса, провизии.
И всё это проходило без схода людей на берег и без смены кораблей для профилактического ремонта и отдыха их экипажей в течение почти трёх месяцев. Такие хорошие результаты могли быть только при отменной боевой подготовке в мирное время, когда денег для отработки кораблями задач в море не жалели, с тем чтобы не платить потом более высокую цену кровью своих людей и потерей территорий.