К началу войны с Россией японский флот разделили на три эскадры, две первых состояли из двух отрядов, а третья из трёх. Главнокомандующим был адмирал X. Того, начальником штаба - контр-адмирал X. Шимамура, а первым отрядом, куда входили "Микаса", "Асахи", "Шикишима", "Хатсусе", "Фудзи" и "Яшима", командовал контр-адмирал Т. Нашиба. После гибели "Хатсусе" и "Яшима" их места в составе отряда до окончания войны заняли броненосные крейсера "Ниссин" и "Касуга" с младшим флагманом вице-адмиралом С. Мису.
К войне японцы готовились тщательно. Стареющему кораблю не прибавить скорости и на нём не усилить броню, зато на сравнительно новых броненосцах можно было без особенных усилий заменить артиллерию малого калибра, что и делалось неоднократно. На более старых меняли и среднюю, и даже главную (на "Фусо"). Конструкцию башен главного калибра на броненосце радикально нельзя было изменить, а японцам в этом вопросе выбирать не приходилось. Но им повезло: английский вариант башен с рациональными углами наклона плоских бронеплит оказался удачнее русского.
План капитальной модернизации японских броненосцев к 1904 г.Название корабля | Водоизмещение, т | Изменяемое вооружение | Другие изменения | ||
---|---|---|---|---|---|
по чертежу | прирост | первоначальное | планируемое | ||
"Фудзи" | 12500 | + | 20 - 47 мм | 14-76 мм | - |
"Яшима" | 12500 | + | - | - | - |
"Чин Иен" | 7350 | +50 | 2 - 152 мм устар. | 4 - 152/40 мм | Демонтирована кормовая 152мм башня |
"Фусо" | 3717 | - | 4 - 240, 2 - 170 мм | 8 - 152/40 мм | Рангоут уменьшен |
Война с Россией далась японскому флоту недёшево даже по его собственным данным, которые по ряду причин (из-за крайней "любви" японцев к секретности) могли оказаться заниженными и неполными. Ниже даны материалы доктора С. Сугуки, представленные в его докладе на съезде ассоциации военных врачей. Японские броненосцы вынесли основную тяжесть эскадренных сражений с русским флотом у Порт-Артура и в Цусимском сражении, понеся при этом следующие потери.
Людские потери японского флота в войне с Россией 1904-1905 гг.Место и время операций | Убито | Ранено |
---|---|---|
Атака Порт Артура 10 февраля 1904 г. | 3 | 69 |
Бой в Жёлтом море 10 августа 1904 г. | 65 | 161 |
Бой в бухте Ульсан 14 августа 1904 г. | 36 | 96 |
Морская арт. бригада в Порт-Артуре, 26 июня - 31 декабря 1904 г. | 30 | 313 |
Цусимское сражение 27-28 мая 1905 г. | 88 | 611 |
Другие небольшие сражения и столкновения 1904-1905 гг. | 1669 | 541 |
Итого: | 1891 | 1791 |
Всего: | 3682 |
"Микаса", флагманский корабль командующего Соединённым Флотом адмирала X. Того, под командованием капитана 1 ранга X. Идзичи, получил 2 попадания крупнокалиберными снарядами при обстреле Порт-Артура 9 февраля 1904 г., 22 попадания также крупнокалиберными снарядами, принёсшие тяжкие повреждения в сражении в Жёлтом море 10 августа 1904 г., потеряв убитыми 32 и ранеными свыше 80 человек (по другим данным, 24 убитых, 114 раненых) и выведенную из строя большую часть артиллерии. После боя он ремонтировался в Сасебо, заменив часть броневых плит и орудий. В Цусимском бою 27 мая 1905 г. получил попадания калибром: 305 мм - 10, 152 мм - 22 (число попаданий снарядов крупного калибра колеблется от 32 до 48 по разным источникам), 76 мм и меньше - 8, потеряв убитыми 8 и ранеными 105 человек.
Сочетание очень чувствительного взрывателя японских крупнокалиберных снарядов с легко детонировавшим зарядом из пикриновой кислоты привело к тому, что артиллерийские орудия броненосцев значительно пострадали от собственных снарядов, неоднократно взрывавшихся в собственных стволах. На "Микаса" только в Цусимском бою такое событие имело место не менее двух раз. Оба раза снаряды взорвались в канале ствола правого орудия носовой башни. В первом случае огонь смогли продолжить, около 6 часов вечера, но на 28 выстреле, орудие разорвало. При взрыве сместилась передняя плита крыши башни, а соседнее орудие оказалось выведенным из строя на 40 мин. Аналогично взрывались в стволах и 203-мм снаряды японских броненосных крейсеров.
Как свидетельствовали сами японцы, "флагманский корабль адмирала Того "Микаса" получил более 30 снарядов. На нём была повреждена внутренность передней боевой рубки, передний и задний мостики, убита и ранена вся прислуга одного орудия, пробиты трубы, повреждены орудия, разбиты казематы и пробиты палубы." "Микаса" среди других японских броненосцев получил наиболее сильные повреждения в боях с обеими русским эскадрами.
У японцев имелись основания занижать данные о повреждениях своих кораблей (их числе, а самое главное характере), людских потерях не только из соображений престижа, ведь по мнению руководства Империи, война была не последней и прежние "друзья" могли запросто оказаться у потенциального противника, и не стоило снабжать его ценной информацией, добытой собственной кровью.
Например, известно, что в бою при Ялу бронебойные снаряды пронизывали небронированные борта японских кораблей, улетая неразорвавшимися, в сражениях с русским флотом была аналогичная картина, только теперь зачастую оказывалась уязвимой броневая защита: в 152-мм плитах японцы насчитали 6 пробоин. Артиллеристам достаточно было доработать конструкцию взрывателей, а вот у кораблестроителей задача была посложнее: в первом случае они убедились в необходимости и значимости броневой защиты, а во втором пришли к выводу, что надо работать над её усовершенствованием и этому могли помочь данные о характере повреждений. По тем же причинам японцам было выгодно занизить и число собственных попаданий в русские корабли, что косвенным образом стало бы работать на версию о их якобы неудачной конструкции и броневой защите.
"Асахи", сначала под командованием капитана 1 ранга X. Ямада, затем капитана 1 ранга Номото, в бою 10 августа 1904 г. получил одно попадание, получил тяжёлые повреждения от подрыва па плавающей мине 26 октября 1904 г. возле Порт-Артура, ремонтировался в Сасебо до апреля 1905 г., а 27 мая 1905 г. получил шесть попаданий (по другим данным, 9): 2 152-мм и 4 меньшего калибра, потерял 8 человек убитыми и 23 ранеными.
"Шикишима", под командованием капитана 1 ранга И. Терагаки, получил повреждения от ответного огня при бомбардировке Порт-Артура, потеряв 17 человек убитыми и ранеными, тяжело пострадал в бою 10 августа 1904 г. 27 мая 1905 г. он получил 10 попаданий: 1 305-мм, 1 254-мм, 4 152-мм и 4 75-мм снарядами. Разрыв единственного 305-мм снаряда убил 13 и ранил 22 человека. На 11 выстреле собственный 305-мм снаряд разорвал дульную часть правого орудия носовой башни, и в результате это орудие полностью вышло из строя, крыша башни оказалась повреждённой, а другое орудие временно прекратило огонь.
"Хатсусе", несший флаг младшего флагмана контр-адмирала Т. Нашиба (командир капитан 1 ранга Ю. Накао), получил повреждения у Порт-Артура, потеряв убитыми и ранеными 11 человек. 15 мая 1904 г. в 10 милях к юго-востоку от Порт-Артура он подорвался на мине, был взят на буксир "Асахи", но затем подорвался вторично, после чего сдетонировали кормовые погреба. Корабль затонул в течение полутора минут. Погибло 493 человека (спасли 340, включая и адмирала).
"Фудзи", под командованием капитана 1 ранга К. Мацумото, при обстреле укреплений Порт-Артура получил 2 попадания, 22 марта 1904 г. при подобном обстреле получил попадания, вызвавшие повреждения, с эскадренных броненосцев "Ретвизан" и "Пересвет", 10 августа 1904 г. получил незначительные повреждения, а 27 мая 1905 г. получил попадания: 2 305-мм, 3 152-мм, 2 75-мм и 5 снарядов неустановленного калибра. После взрыва 305-мм снаряда в кормовой башне, убившего 8 и ранившего 22 человека, чудом избежал гибели, завершил дневной бой последним залпом по "Бородино", который вызвал сильный пожар в башне 152-мм орудий русского броненосца (результатом которого, возможно, могла оказаться детонация зарядов и гибель корабля).
В три часа по местному времени, спустя 50 мин после первого выстрела Цусимского сражения, русский бронебойный снаряд пробил 152-мм лобовую плиту кормовой башни главного калибра эскадренного броненосца "Фудзи" и взорвался над казённой частью первого орудия. Силой взрыва выбросило за борт броневую плиту, служившую для защиты задней части башни. Весь находившийся в башне личный состав или получил ранения или оказался убитым, а раскалённые осколки воспламенили пороховые заряды. Одновременно вспыхнуло свыше 100 кг пороха. Огненные брызги стали разлетаться во все стороны. Английский нитроцеллюлозный порох кордит был очень склонен при быстром сгорании к взрыву. Японцы применяли тот же кордит, поэтому "Фудзи" был недалёк от гибели. Но броненосцу повезло: один из осколков того же снаряда перебил гидравлическую магистраль, и хлынувшая под большим давлением вода способствовала тушению огня. В Цусимском бою четыре японских броненосца выпустили 446 305-мм снарядов.
"Яшима", под командованием капитана 1 ранга X. Сакамото, 9 февраля 1904 г. участвовал в бомбардировке укреплений Порт-Артура, 15 мая 1904 г. подорвался на том же минном заграждении, что и "Хатсусе", был взят на буксир "Шикишима", но в 17 часов 41 минуту в 5 милях от скалы Энкоунтер на нем отдали приказ экипажу покинуть корабль и перейти на крейсера. "Яшима" затонул. Погибло 319 человек.
Броненосец "Чин Иен", входивший под командованием капитана 1 ранга К. Имаи в состав пятого боевого отряда третьей эскадры (базировавшейся в Такесики на островах Цусима и в Кобе), получил 2 попадания в бою 10 августа 1904 г. Участвовал он и в сражении 27 мая 1905 г. По некоторым данным, к началу 1905 г. броненосец 3 класса "Чин Иен" был флагманским кораблём 5 отряда под флагом контр-адмирала Ямада.
Броненосец "Фусо", под флагом младшего флагмана контр-адмирала С. Хосоя (потом контр-адмирала X. Ямада) под командованием капитана 2 ранга М. Окунамия, а затем капитана 1 ранга Нагаи, входил в состав седьмого боевого отряда третьей эскадры, участия в боевых действиях не принимал и применялся исключительно для нужд береговой обороны, а потому повреждений и потерь не имел.
Расширенные данные потерь флота Японии в войне 1904-1905 гг.№ п/п | Место и время операций, сражений | Число | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
убитых | умерших от ран | выздоровевших | ставших инвалидами | оставшихся на излечении | |||
1 | Порт Артур, 09.02.1904 - 22.02.05 | 560 | 37 | 331 | 12 | 10 | 950 |
2 | Бомбардировка у р. Ялу, 25.04 - 01.05.1904 | - | - | 4 | - | - | 4 |
3 | Третья попытка минного заграждения входа в Порт Артур, 03.05.04 | 2 | - | 1 | 1 | - | 4 |
4 | Занятие Тахиовкова, 12.05.05 - 14.05.05 | 8 | 1 | 33 | 1 | - | 43 |
5 | Гибель "Иошино", 15 мая 1904 | 319 | - | 1 | - | - | 320 |
6 | Гибель "Хатсусе", 15 мая 1904 | 494 | 1 | 92 | - | - | 587 |
7 | Бомбардировка бухты Кинчоу, 26.05.04 | 2 | 1 | 11 | - | - | 14 |
8 | Занятие бухты Талиан, 13.06.04 | 19 | 4 | 9 | 3 | - | 35 |
9 | Гибель "Каймон", 15.07.04 | 22 | - | 7 | - | - | 29 |
10 | Бой в Жёлтом море, 10.08.04 | 65 | 6 | 143 | 7 | 5 | 226 |
11 | Захват русских эсминцев 11 - 12.07. 1904 | 1 | - | 14 | - | 2 | 17 |
12 | Бой в Корейском проливе (Ульсан) 14.08.04 | 36 | 10 | 74 | - | 4 | 124 |
13 | Гибель "Хей Иен", 05.09.04 | 197 | - | - | - | - | 197 |
14 | Под Люнвантунгом и Порт-Артуром 19,21 и 30.09.04 | 3 | - | - | - | - | 3 |
15 | Гибель "Сай Иен" 30.11.04 | 38 | - | 29 | - | - | 67 |
16 | Десантный корпус, 27.07 - 30.12.04 | 31 | 29 | 258 | 10 | 27 | 355 |
17 | Цусимский бой 27-28 мая 1905 | 90 | 27 | 401 | - | 181 | 699 |
Итого, | 1887 | 116 | 1408 | 34 | 229 | 3674 | |
в том числе: офицеров | 160 | 11 | 113 | - | 20 | 300 | |
палубных офицеров | 43 | 4 | 36 | 1 | 2 | 86 | |
унтер-офицеров и матросов | 1652 | 97 | 1236 | 33 | 201 | 3219 | |
лиц других званий | 32 | 4 | 23 | - | 6 | 65 |
К середине лета 1905 г. состав японского флота изменился: появились трофейные корабли. На 14 июня 1905 г. "Микаса", "Асахи", "Шикишима", "Фудзи" составляли первый боевой отряд первой эскадры, а "Чин Иен", "Ики", "Мишима", "Окиношима" седьмой боевой отряд вновь созданной четвёртой эскадры. "Фусо" продолжал числиться броненосцем береговой обороны 2 класса. Другие трофеи ремонтировались.
Вторая война на море была Японией победоносно завершена, и капитан 2 ранга Огури высказался об этом так: "На этих двух последних войнах наш флот одержал неожиданно громкие победы. Конечно, всему этому помогла преданность и храбрость личного состава нашего флота, но необходимо сказать, что нашему успеху способствовало то обстоятельство, что наш флот в этих войнах всегда аккуратно и разумно придерживался принципов морской тактики и стратегии, тогда как Китай и Россия совершенно игнорировали это, за что и поплатились поражением. Но если в этих войнах часть нашего флота была бы затоплена у берегов Кореи, а главные силы флота бездействовали в порту Сасебо, то каково было бы сейчас наше положение ?"
Заметки по морской артиллерии в войну 1904 г. (Из журнала "Морской сборник" за 1906 г.)
"В то время, как в русском флоте башня имела совершенно вертикальную броню, а в плане эллипс, у англичан она была плоская и наклонная, что предпочтительнее, так как амбразуры для пушек имели значительно меньшую площадь и большая её часть занята телом орудия, следовательно, механизмы и люди внутри лучше защищены от осколков снарядов. Вероятность попадания через амбразуры внутрь башен оказывалась меньше, и передняя плита не так ослаблена, как при широких амбразурах. Во-вторых, наклонное расположение передней плиты выгодно и в смысле её сопротивления пробиванию снарядами, так как снарядный выстрел с дальней дистанции хотя и ударяет в броню благодаря большому углу падения, почти нормально перпендикуляру, зато имеет сильно уменьшенную скорость при ударе.
Когда расстояние и угол падения уменьшаются, то снаряд ударяет в броню с большей скоростью, но рикошетирует и ударяет косвенно, так как траектория отложе. С русской бронёй наоборот: при большом расстоянии, когда и скорость удара снаряда мала, и угол падения (сравнительно) велик, снаряд ударяет в броню косвенно, а при уменьшении расстояния, когда скорость удара снаряда больше, удар делается всё опаснее, всё нормальнее перпендикуляру!
По выделке русских плит: передняя плита, прогнутая по дуге эллипса, с двумя амбразурами. К такой системе были технические препятствия, поэтому делали две передние плиты со стыком посредине между пушками, то есть ослабляли броню в самом опасном месте, где нормаль удара снаряда вероятнее всего, между тем как выделка плоской плиты с двумя амбразурами не представляла затруднений! И ещё: наклоном передней плиты облегчается уравновешивание (по отношению к оси вращения башни) главного эксцентрично расположенного груза - орудий, центр тяжести которых приходится на горизонтальные оси их вращения, то есть в центре цапф. Для этой цели приходилось сместить назад верхнюю часть башни по отношению к податочной трубе башни.
При русской же броне приходилось, кроме того, иметь в задней части башни броню той же толщины, что и в передней, хотя прямого попадания сзади ожидать нельзя и достаточно было бы тонкой, возможно, противоосколочной брони. Перемещая наклоном передней плиты центр тяжести броневой защиты назад, можно облегчить броню сзади и тем уменьшить вес башни, не делая при этом башню теснее для работы, так как в передней части башни работы не производятся."